Здравствуйте, новый посетитель!
Сейчас 27.10.2020 21:15:14
СПРОС

 
Умеете ли вы прививать древесные растения?
Да, и весьма успешно
Опыт был, но неудачный
Планирую научиться
Я против прививки в принципе
А разве древесные прививают?

Мои настройки
Регистрация
Карта WEBСАД в Московской области (392)
Карта WEBСАД в Ленинградской области (93)
Поздравляем с днем рождения
Правила регистрации и участия
FAQ - ЧАВО (часто задаваемые вопросы)
Поиск по сайту

АРХИВ ФОРУМА WEBСАД

Восточный сад. Вода и камень в саду
 

Возвращаясь к прошлому

Прошло несколько лет, думаю, уже лет десять, с тех пор, как я впервые рассказывала об этом саде при Международном доме культуры в Токио.
{116610} (и далее по стрелке)
Мне уже тогда было известно, что этот сад был некогда сделан самим Огавой Дзихеем. Уже тогда я понимала, что мне страшно повезло, что первым японским садом, с которым пришлось встретиться, был настоящим произведением ландшафтного искусства. Именно благодаря этой работе мастера я прониклась интересом не только к японским, но и к садам вообще и пошла сама учиться, чтобы попытаться делать свой сад не по наитию, а с пониманием дела.
Однако описывая тогда этот сад в Токио, я могла ухватить лишь чисто внешние его черты. Сейчас, когда уже имеется некоторый собственный опыт и знания, полученные от общению с теми, кто так же горит желанием проникнуть в суть дела, я и на этот сад, на секреты его дизайна смотрю по-другому. Я вообще японский сад стала видеть иначе.
Начиная эту тему, я не только хочу рассказать о том, как я теперь понимаю сад при Кокусай бунка кайкане, но надеюсь на ее расширение. Мне кажется, что у многих, не только у меня, есть опыт корректировки или даже пересмотра прежних взглядов, нового понимания того, что раньше казалось истинным и непреложным.

матрона
Москва
20.02.2020
08:12:38

1

Тогда я не понимала, насколько важно знать общую обстановку, в которой начинается строительства сада. Исходные данные, между тем очень важны, не учитывать их значит сразу подвергнуть себя возможностям упустить что-то очень важное, из чего исходил автор, принимая решение при составлении проекта. Как подтвердилось в дальнейшем, это было важно и в данном случае.
Не зная как и почему возникла идея восстановления сада Огавы и в какой обстановке это происходило, я упустила из виду исключительную важность архитектурной его части, которая в результате придала совершенно иное звучание всему саду, притом, что его общий облик был восстановлен с большим уважением к прежней работе самого Огавы.
И сейчас пока не стану говорить, в чем оно состояло это новое звучание.
Пока об общей обстановке, самые первые сведения...

матрона
Москва
20.02.2020
08:36:01

2

Итак, сад был создан Огавой Дзихэем (1860-1933) еще до войны, когда эта территория входила во владения известного в Японии предпринимательского клана (т. наз дзайбацу) Ивасаки. Огава был очень известным ландшафтным архитектором, и его знали многие видные деятели того времени. Знал его и совсем молодой тогда журналист Мацумото Сигэхара (1899-1988), горячий почитатель его творчества. Впоследствии именно он сыграет большую роль в восстановлении этого сада.

Еще в 1929 году у начинающего журналиста-международника состоялась встреча с Джоном Д. Рокфеллером III. Поэтому когда тот в 1951 году оказался членом делегации Джона Фостера Даллеса, готовящей мирный договор между Японией и США, Мацумото не преминул напомнить ему об их знакомстве и замолвить слово о судьбе сада Огавы.
В то время все в Японии зависело от оккупационных властей США, а Мацумото горел желанием восстановить сад. Ему удалось заинтересовать американцев идеей создать в Японии и США международные культурные центры по обмену учеными. Рокфеллер согласился поручиться за старого знакомца и рекомендовал своему правительству обратить внимание на необходимостб сотрудничества стран в сфере культуры. Мацумото сумел также получить от японского правительства разрешение использовать для этих целей участок земли в Токио, который к тому времени семья Ивасаки вынуждена была отдать государству в счет уплаты налога на наследство.
Проект дома был выполнен тремя ведущими японскими архитекторами Маэкавой Кунио, Сакакурой Дзюндзо и Ёсимурой Дзюндзо. Международный Дом Японии или Кокусай бунка кайкан был открыт при саде Огавы 11 июня 1955 года.

А знаете что происходило в это время в архитектуре Японии? Не вспомните судьбу одного детища Фрэнка Ллойда Райта в Киото? Что это было за здание?

матрона
Москва
20.02.2020
08:46:52

3

Прошу прощения, оговорилась, конечно в Токио - о Токио ведь речь...

Итак, после войны в Японии началась борьба между сторонниками и противниками сохранения облика столицы. Обсуждалась и судьба целостного произведения архитектурно-ландшафтного искусства гостиницы imperial, сделанной в 1923 году Райтом.

Что интересно, апокалиптическое Великое землетрясение Канто, которое сравняло с землей Токио и привело к смерти 140 000 человек, случилось в день открытия гостиницы. Imperial при этом остался невредимым. В 1945 году союзные войска сбрасывали зажигательные бомбы на Токио. Погибло 130 000 человек, а большая часть города превратилась в пепел. Imperial снова остался стоять, как новенький.

Долго шли споры о судьбе этой гостиницы. Но в 1968 году несмотря на мольбы вдовы Райта, на ссылки на документы с его именем, утверждавшие о необыкновенной прочности здания, японское правительство приняло решение снести его и построить высотное сейсмостойкое здание.
Земля в Токио слишком дорога...
Если бы был жив сам Фрэнк Ллойд Райт...

Известно, что Райт был поклонником японской культуры и образ этой гостиницы, сделанной им в имперском стиле навеяла архитектура синдэн-дзукури, характерная для далекого Хэйана. Структура гостиницы повторяла построение императорского дворца с его П-образной в плане формой, которая заключала в себе пейзажный сад с прудом. Место сада в гостинице Райта занимал обширный пруд с газонами и растениями по периметру. Поверхность пруда покрывали цветы лотоса.
http://lh3.googleusercontent.com/prox...

матрона
Москва
20.02.2020
10:16:51

4

матрона, да, опыт корректировки есть, и еще какой )) Мне вот интересно узнать, здание Международного Дома Японии строилось уже после сада? И, если да, то каким оно было раньше? Такой же формы? Особенно интересует флигель, который нависает над прудом. Говорят, что это сделано по аналогии с садами Хэйан, когда к дому пристраивался цуридоно. Но кто автор этой идеи? Огава? Тот, кто проектировал здание? Или тот, кто переделывал сад?

Nigma
Москва
25.02.2020
06:19:32

5

Nigma, [4] спасибо за вопрос. В точку!!!
Здание современное, т. е. 1955 года. И это не случайно, что оно апеллирует к Хэйану. После войны, когда речь зашла о том, какой быть японской архитектуре, вновь вспомнили о традициях. И особенно актуально это было в связи с восстановлением садов. Мы ведь помним, что делалось во времена Тайсё (1912-1925 гг.), когда увлечение западной архитектурой в стиле модерн ужасно портила японские сады. Тогда много копий было сломано по этому поводу. Западная архитектура захлестнула Японию, а те, кто стоял за традицию, не находили ответа, поскольку западное строительство домов, кроме обаяния экзотики, привлекало клиентов своими бытовыми удобствами.

В нашей копилке есть довольно много подобных примеров с такими попытками сочетать ужа с ежом. Здесь можно вспомнить Кю-Фурукаву, Сэйби-эн, Ёкисо и многие другие усадебные проекты, где архитектору приходилось так или иначе решать этот спор с японским садовым мастером.

Кю-Фурукава http://s3-ap-northeast-1.amazonaws.co...
Сэйби-эн http://upload.wikimedia.org/wikipedia...
Ёкисо http://afaasanet1.up.seesaa.net/image/DSC01468.jpg

То, что Япония оказалась перед острой необходимостью найти выход из этого положения, висело в воздухе. И совершенно не случайно, что уже в то время в 1923 году) такой любитель японской культуры, как Райт, предлагает обратиться к переосмыслению хэйанской архитектуры, возродить ее в иных, современных формах, переделать ее на новый лад. Понятно, что его собственный парафраз Хэйана в виде гостиницы Imperial был предназначен сугубо для городской среды, но он указал тот путь развития архитектуры, который был приемлем и для японского сада.

После войны проект Международного Дома стал одним из первых и очень удачным опытом воплощения идей Райта по возрождению хэйанской архитектуры в новой ипостаси в применении к японскому саду. При этом в проект был выдержан главный принцип хэйанского сада, который стал и основной чертой японского сада вообще - это его единство с домом.

Единство быта и эстетики всей среды обитания человека -вот это то, что долгое время я не могла осознать как основную черту японского сада, хотя, надо сказать, уже тогда, в процессе самого первого общения с ним, смутно ощущала...
И это то, о чем сейчас, я могу рассказать, показывая этот сад совершенно иначе, чем прежде.

матрона
Москва
25.02.2020
09:50:28

6

матрона, мне кажется, Кю-Фурукава - все же не столько печальный пример. Там к западному дому примыкает чисто западный сад с розариями. А японский сад находится ниже на несколько уровней. Когда стоишь рядом с домом, японского сада не видно. Когда находишься в японском саду, дом практически исчезает из поля зрения.

Nigma
Москва
27.02.2020
04:51:16

7

Nigma, я конечно согласна, что этот вариант сделан более умно. Но моя мысль состоит в том, что при переходе на западную архитектуру, японские садовые мастера в любом случае попадали в трудную ситуацию и. как минимум, уже не могли исполнить один из важнейших принципов японского сада - достигнуть его тесной, органической связи с домом.
Нужно было менять подходы к самой архитектуре. Именно это и удалось сделать в проекте с Международным домом.

матрона
Москва
28.02.2020
00:52:29

8

матрона, японские мастера попадали в трудную ситуацию еще и благодаря тому, что сами дома были нелепыми. Вот в Сэйби-эн, например, на японский первый этаж налеплен "западный" второй, да еще и такой весь зелененький. Или Ёкисо, ну какой сад к такому дому? Разве что что-то сказочное, для детей?
Совсем другое дело в Мурин-ан. Западный дом без всяких куполов и шпилей, в спокойных тонах:
http://www.anshin-sad.ru/statji/murin-an/murin-an-10l.jpg
Такой дом вполне сочетается и с традиционной японской постройкой, и с садом. Я нашла у себя некоторые фото современных частных домов в Японии: {219013} и далее по стрелке. Их легко представить как с японским, так и с европейским садом.

Nigma
Москва
11.04.2020
15:30:18

9

матрона, Татьяна Николаевна, решив вернуться к прошлому, обнаружил Ваш пост, связанный с усадьбой Ямамото Сюнкё: "Очень понравилось. Оказалось, что в разработке сада принимал участие не только сам художник (что несомненно повышает шансы на успех, мы уже не раз убеждались в этом). Но как оказалось, его делал профессиональный дизайнер Мотои Сэйгоро &http://fotki.yandex.ru/users/matrouss... &http://fotki.yandex.ru/users/matrouss... ; &http://fotki.yandex.ru/users/matrouss... ; 郎 , исповедовавший вслед за Иидой новую концепцию в садовом искусстве - природных садов.
Во времена Тайсё, тем более ранней Сёвы, уже появилась профессия дизайнеров, и для частных садов эта фигура оказалась решающей, на мой взгляд. Что бы там себе писатели (равно как и высокопоставленные чиновники или генералы всякие) не придумывали, делать должны были профессионалы.
Там где роль профессионалов недооценивалась, сад не получался.
матрона
Москва 28.11.2014 09:31:48"
Не могли бы уточнить, где написано, что сад усадьбы делал Мотои Сэйгоро? К сожалению, на Ваших ссылках на Яндекс диске не активируются последние 4 цифры, из за чего по всем ссылкам открываются только одни и те же картинки. К тому же не могу найти японского написания имени Мотои Сэйгоро.

takedo
Санкт-Петербург
24.04.2020
18:03:26

10

[9] takedo, я помню всего одну фотографию с его работой, помимо сада Сюнкё. Но она мня поразила. Ничуть не хуже Огавы, который все-таки остается для меня эталоном. Пойду искать....

матрона
Москва
24.04.2020
18:16:24

11

[9] takedo, итак, его имя пишется 本位政五郎, а вот читается по-разному и Мотои Сэйгоро, и Мотои Масагоро, что, понятно, угадать нам довольно трудно.
Я остановилась на первом варианте,
Источники:
http://ejje.weblio.jp/content/A+house+painter
http://kotobank.jp/word/%E8%98%86%E8%...
И совсем подробный
http://www.jstage.jst.go.jp/article/j...

матрона
Москва
24.04.2020
19:39:49

12

Кстати, этот сада как заслугу именно Мотои перед самой своей смертью отметил сам Сигэмори.
Вот здесь посмотрите. Это любопытно.http://japan-geographic.tv/shiga/otsu-rokasensuisou.html

матрона
Москва
24.04.2020
19:52:58

13

матрона, Спасибо, почитаю)

takedo
Санкт-Петербург
17.07.2020
20:19:01

 
В начало
 
2020
В начало
Энциклопедия декоративных садовых растений Каменистый садик
Рейтинг@Mail.ru
Администрирование сайта - E
Дизайн и программирование - ZX
© WEBСАД® 2006-2020 Все права защищены
При использовании материалов
ссылка обязательна