Нечасто в сферу нашего внимания попадают сады японских предпринимателей, которые в свое время сделали Японию современным государством. Этот сад не относится к тем исторических садам, которые обычно попадают в реестры японских садов, предлагаемые турфирмами. Но очень интересно посмотреть, каким образом новая элита этой страны относилась к своим национальным традициям и на что при создании приусадебных садов тратила свои капиталы.
Переносим посты из другой темы.
матрона, Вам, как любительнице многозначных названий, маленький подарок, всего в 3,3 сотки. Если ссылки не будут открываться, сделаю фотки. Подарок в двух постах.
Охаси Дзимбэй 大橋仁兵衛(1849 - 1925)
Охаси Дзимбэй сделал состояние на поставках свежей рыбы в Киото. В 1911 году он приобрёл участок земли недалеко от храма Фусимиинари в Киото. В 1913 году в усадьбе был разбит небольшой сад площадью 334 кв. м в стиле родзи, построен особняк, и Дзимбэй, отошедший к тому времени от дел, поселился в нём и прожил там до конца своих дней.
Главный дом представляет собой двухэтажное строение в японском стиле с галереями по верхнему и нижнему этажам. На первом этаже галерея охватывает дом с трёх сторон, на втором же проходит лишь по фасадной части. Наружные сёдзи галерей остеклены, а внутренние обтянуты рисовой бумагой. http://blogimg.goo.ne.jp/user_image/7... .
С галереи нижнего этажа открывается вид на искусственный холм с композицией из сосны и корейского фонаря, являющейся центральной частью сада http://livedoor.blogimg.jp/rock_garde... , http://blogs.c.yimg.jp/res/blog-50-1c... .
К гэнкану главного дома от ворот ведёт мощёная дорожка, по обе стороны от которой растёт чёрный бамбук. Но чтобы попасть к гэнкану, нужно свернуть с неё налево http://nekozuradoki.cocolog-nifty.com... , http://www.zoukei.net/images/00088/ohashi02.jpg.
Слева от гэнкана – ворота, ведущие в садрядом с ними примостился декоративный фонарь с символом мицудомоэ вместо топки. Этот символ весьма многозначен и, в частности, является амулетом тройственной защиты, охраняющей от пожара, воровства и наводнения. http://www.zoukei.net/images/00088/ohashi03.jpg .
В саду есть беседка в стиле чайного павильона, где можно укрыться во время непогоды. http://youpv.exblog.jp/iv/detail/inde... .
Есть и матиаи, скамья для ожидания начала чайной церемонии http://nekozuradoki.cocolog-nifty.com...
Первоначально в саду, действительно, планировалось построить чайный павильон, но его не удалось вписать в композицию сада.
Поразительно, что в строениях виллы со времён её постройки сохранились стёкла ручной работы, по причине не разработанности технологии искажавшие изображение, в доказательство чего сделана эта фотография http://nekozuradoki.cocolog-nifty.com...
Интересно название сада – Тайрётэй, «Сад прохладного мха». В саду, действительно, много мха, но это же слово «тайрё» может означать и «богатый улов», что отлично перекликается с родом занятий Дзимбэя.
К созданию сада имел отношение Огава Дзихэй, который был знаком с Дзимбэем, часто посещал его дом и помогал рекомендациями при создании сада. Однако, несмотря на совет Дзихэя не увлекаться каменными изделиями, Дзимбэй не изменил своих планов, поэтому автором сада можно считать его.
В саду площадью всего 3,3 сотки установлено 12 фонарей различных типов, видовые камни причудливых форм, изъеденные эрозией, два водных кото – суйкинкуцу, самых старых из сохранившихся в Киото действующих водных кото http://img01.kyo2.jp/usr/rakurepo/2009_1108_3.jpg , http://blogs.c.yimg.jp/res/blog-50-1c... , http://www.misu-museum.jp/img/new_inf... , http://youpv.exblog.jp/iv/detail/inde... .
В местах разветвления дорожек уложены опорные камни из старых храмов – гаранъиси http://img.4travel.jp/img/tcs/t/tips/... .
Тем не менее, благодаря гармоничному соотношению этих изделий и растительности, сад не выглядит загромождённым. В нём много вечнозелёных деревьев и кустарников, таких, как Тернстремия японская, радующая весной молодыми красными листочками, а летом – белыми цветами, рододендроны, дуб остролистный, сосна Тунберга http://blogimg.goo.ne.jp/user_image/1... .
В глубине сада устроены заросли, имитирующие лощину Ходзукё http://blogimg.goo.ne.jp/user_image/6...
Обязанности по уходу за садом до настоящего времени передаются по наследству потомкам Огавы Дзихэя.
takedo [4], не знаю. Может быть, сосна и жива. Вот здесь сосна есть: http://blogs.c.yimg.jp/res/blog-50-1c...
А вот здесь - уже нет: http://img.4travel.jp/img/tcs/t/tips/...
Я не понимаю, одно и то же это место, или нет. Вроде бы, если привязываться к поворотному круглому камню, - то же самое место. Тогда сосна исчезла. Но может быть, таких поворотных камней в саду несколько, несколько и холмов. Тогда надо искать эти поворотные камни, искать холмы, рассматривать их и их окружение. Искать, где же та сосна. Есть ли она, нет ли ее? или уже нет?...
Проблема в том, что мы недосматриваем сады, до конца не разбираемся в них. Не понимаем, что и как расположено в саду, не привязываемся к какому-либо предмету, вокруг которого выстраиваются сюжеты, а фиксируем лишь его наличие. Не стремимся к тому, чтобы сад постепенно начал раскрываться. Мы сами там не находимся, не ходим по нему, а прыгаем с места на место. Между тем, у нас ведь не фотоконкурс, и не отчет о турпоездке. У нас другой жанр, который требует не только дифирамбов и вздохов по поводу редкостей и экзотики.
А мы, как всегда, спешим. Бросаем один сад, переходим к другому...
К сожалению, не всегда те материалы, которые имеются в нашем распоряжении, предоставляют эту возможность -рассмотреть сад. К сожалению, не всегда сталкиваемся мы с вдумчивой, последовательной съемкой, не всегда имеются видео материалы. Не всегда даже бывают хорошие планы садов. А только стремиться к этому все равно надо.
Скажем, предыдущий сад, при всей своей простоте никак не поддавался такому рассмотрению. Съемки сада у всех посетителей были слишком стандартны, производились с одних и тех же, слишком разрозненных между собой точек. В результате впечатления о самом саде остались весьма скудными: дорожка вверх, дорожка вниз. И еще - отдельные (пусть интересные, но отдельные, разделенные между собой, разрозненные) объекты, даже расположение которых не всегда было нами понято. А понять все-таки могли….
Потому что как оказалось можно было рассматривать не только в клиповом режиме, сосредоточиваясь не только на деталях, которые при всей своей предполагаемой важности остаются загадками и которые и сами не раскрываются, и никак не помогают раскрыть общую идею сада. Пусть и разнообразные они, эти детали, а весь сад остается за кадром. Более того, непонятно даже, о какой сосне, о каком фонаре, о каком месте в саду мы разговариваем друг с другом. И тогда нам просто становится неинтересно. Неинтересен становится сам сад.
Еще одна сосна… Еще один фонарь… Еще одна редкость…
И скажу честно, что перед нами в виде одного-двух постов промелькнул уже не один такой сад, в котором, думаю, никому не захотелось побывать. По той самой причине, что сад фактически не был даже показан, не говорю о том, чтобы раскрыт.
Жаль, если с этим садом случится то же самое. А ведь материалов для него в этом смысле не мало. Поясню на данном примере, что я имею в виду, говоря о последовательном, неклиповом рассмотрении сада. Этот метод вполне может восполнить, на мой взгляд, отсутствие плана сада, организующего внимание.
На всех кадрах виден один и тот же фонарь, который служит репером, удерживающим наше внимание и обеспечивающим преемственность картинок. При том, что сюжеты смещены по отношению к этому фонарю, его наличие помогает создать необходимое течение внимания. В результате сопоставления этих картинок, мы уже на этом этапе получаем эффект непрерывности, подобный тому, что происходит при съемке видеокамерой.
Далее прибавляем кадр 4 ( реперы - туя, большой фонарь у забора) http://img-fotki.yandex.ru/get/4414/1...
И сад начинает раскрываться, и мы начинаем его понимать, чего не бывает при клиповом показе деталей.
Можно при этом продолжать раскрывать каждый из показанных выше сюжетов, детализируя и дополняя наши впечатления. Например к кадру 1. Можно прибавить вот этот чудесный показ-рассказ о чайном домике (кстати вызывающем вопрос к автору: разве его нет?)
Главное, как теперь я поняла, это не терять нить. А детали, они важны, но – потом.
Искать ли другие детали и виды, или нет, продолжать исследовать дальше, рассматривать ли сад в таком ключе или забросить - это, как говорится, дело «хозяина», который обнаружил этот сад.
Мое же предварительное заключение о саде на основе того, что удалось пока рассмотреть, состоит в том, что это чайный сад нового типа, характерного для начала 20 века, который совмещает в себе признаки старинного родзи с новыми чертами. В нем родзи не выделяется в специальный анклав, но объединяется в единый сад вмести с жильем. В этом смысле он очень напоминает и сад Намикавы (в отсутствии пруда. Скорее всего с таким направлением сада связано и его название Тайрё-тэй 苔涼庭 «пройдемся по мхам», «тропою мхов», что напоминает о «родзи - росистой тропе».
матрона, я бы не согласилась, что сад становится неинтересен из-за того, что мы останавливаемся на какой-либо одной его детали. Во всяком случае, для меня иной раз решающим оказывается как раз какой-либо отдельный фрагмент сада, деталь, которые заинтересовывают и вызывают желание посетить сад. Так было уже не раз :)))
Сосна, кстати, не исчезла, здесь она просто не попала в кадр. Сосна, за самым левым камнем. http://img.4travel.jp/img/tcs/t/tips/...
Направо от поворотного камня - святилище, налево - сосна http://blogs.c.yimg.jp/res/blog-50-1c... takedo, интересный сад - спасибо! Любопытно, что блогеры проходят мимо этой цветущей лагерстремии ))) http://blogs.c.yimg.jp/res/blog-50-1c...
Элисса, писали вместе. Сосну тоже нашла.
Согласна, детали интересны, и мне тоже не раз приходилось обращать внимание на сад из-за интересной детали. Это не означает того, что на ней-то и стоит остановиться в изучении сада. Деталь как раз дает ( и должна давать) сильнейший толчок для того, чтобы вникнуть в сад и понять его в целом.
[9] матрона, нет, это одна и та же, опять же с разных точек ))) Но, по крайней мере, ещё одна лагерстремия там есть - только белая и где не знаю http://happy.ap.teacup.com/nekomata/img/1158153045.jpg
А вот туи, по-моему, нет - большое стриженое у большого фонаря - это что-то лиственное :)
[5] матрона, Ваши замечания, конечно, справедливы, но только с определённой точки зрения. Дело в том, что в мои планы не входит рассмотрение сада как такового. Мой интерес заключается в том, чтобы уловить связь личности хозяина с её отражением в созданном им саде. Поэтому акцентирую внимание только на тех аспектах сада, которые, на мой взгляд, могут помочь решить в последующем эту задачу. Отсюда клиповость. В то же время, поданный таким образом материал побуждает читателя к возражениям, сотворчеству и дополнению рассказа о саде моментами, сознательно или по недосмотру мною упущенными. Таким образом благодаря коллективной работе создаётся полная картина сада, доказательством чему служит прекрасное обсуждение Гарюсансо. Ведь то, что я даю - не законченное произведение, а только материал для обсуждения. Что же касается "дифирамбов и вздохов", то иначе не могу, извините.
То, что Вы называете чайным павильоном, в текстах так не называется. Во всяком случае, мне это не встретилось. Как я понял, это просто окно гэнкана.
Продолжаю исследовать сад, чтобы понять его структуру. Наконец-то нашла фотографии строений, окружающих сад. Это очень помогает в работе. К сожалению, как это часто бывает в таких случаях, фотографии не самого лучшего качества. Ничего не поделаешь. Пока других нет, приходится довольствоваться и этим.
Вид на сад вместе со сукия и "гэнканом с круглым окном"(который по моему предположению является не гэнканом, а чайной комнатой. Пока не разобралась.). http://blogimg.goo.ne.jp/user_image/1...
Это кадр 4, который я показывала в [6]. http://img-fotki.yandex.ru/get/4414/1...
В кадре 4 находится предположительное место съемки последнего вида, оно где-то между стеной (там виден фонарь) и лагерстремией (нецветущей), которая находится на углу сукия (там где виден кусочек содэ-гаки).
Вот такие пока результаты моего исследования структуры сада. Критикуйте, пожалуйста. Еще раз прошу прощения за качество некоторых фотографий, которые тем не менее считаю важными для понимания структуры сада.
takedo, я так и думала, что этих окна два.
Только это не чайная беседка или домик, а именно встроенная тясицу.
Любопытное замечание по этому поводу встретилось мне на совсем неприметном, с виду неказистом сайтике. http://homepage2.nifty.com/seagull-sh...
Но мал золотник да дорог:
伏見稲荷大社にお茶屋茶室があります。重要文化財です。お茶屋は、にじり口をもたない所謂貴人好みの書院式茶室になっています。
Примерно это можно прочитать следующим образом:
"В Новое время в непосредственной близости от Фусими-инари Тайся появилось помещение для проведения чайной церемонии 茶屋茶室 ... Это помещение представляет собой чайную комнату в жилом доме (сёин-сики тясицу 書院式茶室), в которой нидзиригути (вход в виде лаза) отсутствует. Такая архитектура вошла в моду в начале века среди тогдашнего высшего общества иваюру кидзин 所謂貴人 (что дословно означает так называемая знать).
Это и были те самые люди со вкусом 数寄者 сукися, т. е. мастера чайного дела, создавшие своеобразную чайную архитектуру сукия-дзукури 数寄屋造り (соответственно и дома сукия 数奇屋), основной приметой которых стала встроенность чайной комнаты в комплекс жилого дома.
Для нас важным дополнением к этим сведениям должно служить понимание того, что произошло с чайным садом в связи с появлением комплекса сукия и исчезновением чайного домика. Это - слияние чайного сада с приусадебным садом в целом. Я бы сказала иначе. Это было превращение такого приусадебного сада в чайный сад.
[15] матрона, как тогда понимать вот это предложение:
"また庭園内には以下の茶室風の建物がありますが、
風水的によくない事から雨よけの離れとなっています。"? В нём говорится не о чайном павильоне, а о постройке в стиле чайного павильона
(http://youpv.exblog.jp/4004606/ ).
матрона, на другом сайте эта постройка называется матиаи для планировавшегося чайного павильона: "茶室になる予定だった待ち合い"
(http://teiensampo.exblog.jp/tags/... ), но, опять же, не самим чайным павильоном.
takedo, спасибо!
Какой изумительный сайт! Какие фотографии! Какое удивительное сочетание искусства фотографирования и информации!
Выделила ту часть, где речь идет о нашей усадьбе http://teiensampo.exblog.jp/22025875/
Продолжим разбираться.
Долго у моря ждал он ответа,
Не дождался, домой воротился...
Итак, вернемся к нашим баранам.
Это я об отдельно стоящей чайной комнате тясицу-ханарэ 茶室 離れ, которая по причине своей фэншуйской непотребности оказалась в усадьбе как бы не у дел. Именно так (ну или почти так) сказано в одном из комментариев об этом кандидате на чайный домик, которому, увы, так и не случилось таковым стать. А стал он то ли скамейкой для ожидания чайной церемонии (матиаи), то ли беседкой от дождя, то ли местом при туалете. Последнее я тоже не придумываю, именно в таких образах засвидетельствовал свои наблюдения один из тех, кому посчастливилось увидеть все это своими глазами: 客間と離れの間の縁側手洗いに設置
И честно говоря мне самой это сооружение и это место в усадьбе очень понравилось. Надо сказать, там очень много любопытного, на что стоит обратить внимание. Но об этом у другой раз.
А сначала я хочу вам рассказать о том, где это место находится. И о том. как я его искала.
Кстати, а вы не хотите поучаствовать в этом процессе? Вот вид усадьбы сверху, который можно найти в Гугле. Как вы думаете, где бы это могло быть? Лично я долго искала, но кто-то наверняка окажется сообразительней меня:
https://img-fotki.yandex.ru/get/5304/10648582.13/0_ccc93_9c75ac94_orig
[19] матрона, да, такое описание этого домика - в самый раз.
Что же касается местоположения - я пас. Прочёл только, что участок находится недалеко от храма Фусимиинари в Киото.