Здравствуйте, новый посетитель!
Сейчас 29.03.2024 16:26:54
 
Ходите ли вы на ландшафтные выставки?
Хожу на все доступные, мне это интересно
Бываю, но без фанатизма
Считаю пустой тратой времени
Я в этих выставках участвую
Челси рулит! Только эту выставку признаю

Мои настройки
Регистрация
Карта WEBСАД в Московской области (392)
Карта WEBСАД в Ленинградской области (93)
Поздравляем с днем рождения
Правила регистрации и участия
FAQ - ЧАВО (часто задаваемые вопросы)
Поиск по сайту

СТАТЬИ

Для желающих выслать статью

Сады WEBСАДовцев

Мужчина в Саду или Сад в мужчине

"Сад, участок земли, засаженный стараньем
человека деревьями, кустами, цветами, с
убитыми дорожками и разного рода
и вида затеями, украшениями".
В. Даль "Толковый словарь
живого великорусского языка".

В начале марта хочется вспомнить о лучшей половине человечества - о мужчинах. И это должно быть совсем не обидно для женщин, ибо они представляют САМУЮ ЛУЧШУЮ его половину.

Начнем, пожалуй, даже не с мужчины в Саду, а с самого Сада. Слово Парадиз, обозначающее РАЙ во всех западно-европейских языках, пришло к нам из греческого языка, и восходит к древне-иранскому pairi-daeza, означающего "отовсюду огороженное место". Само же слово РАЙ восходит к еще более древним временам и связывается с авестийским ray-, обозначающим "богатство, счастье" и древнеиндийскому rayis – "дар, владение". Первоначально обозначающий огражденность и замкнутость Райский Сад, олицетворяющий собой конечно оазис, так отличающийся от сухих, бесплодных земель вокруг, что характерно для суровых ближневосточных условий, со временем при перенесении на Европейскую, так сказать, почву, приобретает элемент чувственной идиллии среди зелени, украшенной изобилием цветов, источников, грядок и прочих красот. При этом позднее Сад все больше превращается в лес, с остро отточенным преподнесением его как элемента ландшафта.

Итак, Господь Бог создал человека (читай – мужчину) и "...поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его". Кстати, именно после этого Господь создал "всех животных полевых и всех птиц небесных и привел их к человеку... И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым". НО, поскольку для человека "не нашлось помощника, подобного ему" пришлось из его ребра создать Господу Жену, очевидно в помощь работам в Саду, чтобы легче было "возделывать его...". Так Мужчина, хранитель Сада обрел свою помощницу и спутницу жизни. И все было бы хорошо, если бы не Змей, который "был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь" и который соблазнил Женщину съесть "запретный плод" с древа познания. "И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел..." Ну, что тут началось вы, конечно, помните. В общем все закончилось изгнанием из Рая и Женщины и слабохарактерного Мужчины. У врат Рая был поставлен Херувим с пламенным мечом, а вдогонку Господь сказал Мужчине-изгнаннику, что отныне "...проклята земля за тебя.; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят...". Теперь вы понимаете, откуда все тяготы Садовой жизни, преследующие нас во веки веков. (Аминь...)

Но и это еще не все. Если бы Моисей, передавая слова Господа вспомнил об работниках Садового ремесла, то помимо 10 заповедей, по которым и поныне стараются жить все благочестивые христиане Земли, он непременно добавил бы заповеди для Садоводов. Да дело в том, что в те времена иудеи, к которым собственно адресовались эти заповеди не были садоводами и полеводами, то есть земледельцами, а пребывали "во мраке" скотоводческого кочевого невежества. А ведь эти заповеди могли бы звучать примерно так:

Не убий – никакого полезного и красивого растения, никакого полезного и красивого зверя и птицу, насекомого или моллюска (если, конечно, найдешь таких);
Не укради – никакого растения, или дерева, или кустарника, или инструмента, или другой садовой вещи;
Не лжесвидетельсвуй – когда спросят тебя, зимует ли данное растение в наших условиях, к какой Зоне оно относится, какого цвета у него цветы, листья, плоды и т.п.;
Не возжелай - никакого цветка, никакого дерева или кустарника соседа твоего, никакого его инструмента или материала;
Но больше всего мне, пожалуй, нравится такая заповедь( все-таки, подумал Господь о нас Дачниках-огородниках-Садоводах):
"Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела свои, а в день седьмой – суббота Господу... не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя... ни пришелец, который в жилищах твоих... посему благословил Господь день субботний и освятил его".

И тогда мы все смогли бы спокойно жить и работать на наших любимых Садовых участках, ничего не опасаясь и предаваясь блаженному отдыху хотя бы раз в неделю. И не нужно было бы опасаться, что тебе захотят подсунуть "синие розы", "зеленые пионы" и "голубые рябчики". Но это конечно мечты, жизнь, увы, не такова. Да и что делать, если забыли нас – "Садистов и Огородников" при создании, оглашении и раздаче Заповедей.

Кстати, о "Садистах". В названии данной статьи не случайно имеет место игра слов – "Сад в мужчине...". Имеется в виду, конечно, наш обычный САД, но конечно где-то на границе сознания и дозволенного брезжит тот самый маркиз де’САД. И это, очевидно, не случайно, ибо любой садовод в какой-то степени Садомазохист. Иначе чем можно объяснить это упорное стремление ко все большему увеличению нагрузки на и без того натруженные руки, спины, выи (шеи) и прочие части тела обычного садовода. Как передать другими словами стремление объять необъятное покупая цветы и цветочки, деревья и деревца, кусты и кустики на разного рода рынках, выставках и магазинах, где так и норовят обжулить, подсунуть "не жильцов" в нашем климате или еще каким бы то ни было способом потешиться за счет нас – Садоводов. Как еще объяснить неуемное желание на маленьком пятачке подоконника посеять сотни растений, занять стратифицируемыми семенами почти весь холодильник, постоянно с ужасом и надеждой смотреть на термометр и ждать морозов, заморозков, града, дождя и засухи (а иногда всего этого одновременно). Какими словами описать муки Сизифова труда по насыпке альпийских горок с последующим вкатыванием на ее вершину в лучших традициях греческой мифологии огромных камней (которые, кстати, как в армии приходится катать плоскими и таскать круглыми). А рытье водоемов, а прополка сорняков, а борьба с вредителями… да мало ли еще всяких работ в саду – несть им числа и названия – и все тяжелые и нудные.

Полоть...Жать...
Только и радости летом –
Кукушки крик.
(Басё)




или вот еще
Любитель цветов!
Ты стал неприметно
Рабом хризантем.
(Бусон)




Но чего стоит катарсис, которого достигаешь, выполнив задуманное, увидев как "колосятся" посаженные тобой цветы, "прозябают" деревья и кустарники, как красивы и естественны рокарии, альпинарии, миксбордеры и рабатки, клумбы и водоемы, подпорные стенки и дорожки. Разве это все не явные признаки мазохизма, применительно к Садовым делам принимающего форму Садомазохизма. Вот вам и Сад в мужчине (но и не только в нем). Хотя, конечно, Сад в мужчине это и отсвет облагороженной земли, и красота выращенных Им цветов, возведенных домов, посаженных деревьев и рожденных сыновей (или дочерей).



А разве действия селекционеров, интродукторов, оригинаторов и других специалистов по растениям не напоминают часто садизм в его крайнем проявлении. Безжалостной рукой выпалываются, уничтожаются отбракованные гибридные сеянцы, имевшие несчастье родиться и зацвести не в то время, не в том месте, не у того владельца. А с чем сравнить мучения, на которые обрекаются растения из несвойственных нашей очень Средней полосе условий, подвергающиеся (слово то какое придумали) интродукции. И ведь не всегда это мягкое внедрение, часто просто жесткое втискивание в прокрустово ложе наших суровых реалий.

Ну, а мужчина в Саду это и песнь пилы, и визг газонокосилки и мотоблока, и тяжелое уханье трамбовки и кувалды при строительстве. Но и тонкий подход к выращиванию всяческих изысков тоже.

Кстати говоря, в каждом или почти каждом Саду есть, так сказать, настоящие мужчины. Даже в самом, что ни наесть женском. Это конечно представители другой половины цветочного царства у т.н. двудомных растений: вспомним – облепиха-мальчик и облепиха-девочка, актинидия-девочка и актинидия-мальчик, тополь опять же. Ну и, наконец, среди папоротников есть растения, которые так и называются – Щитовник мужской (Dryopteris filix-mas) и Кочедыжник женский (Athyrinum filix-femina). А есть еще пенстемон бородатый (Penstemon barbatus), ирисы бородатые (Iris ...) – чем не символ мужской мужественности...

Вспомним "Алису в стране чудес" в переводе Б. Заходэра: "У самого входа в сад рос высокий цветущий розовый куст. Розы на нем были белые, но возле куста суетились трое садовников и деловито красили их красной краской... "Скажите пожалуйста, - несмело начала Алиса, - а почему вы красите эти розы?" ... Тут ... такая история вышла... Велено нам было посадить розы, полагаются тут у нас красные, а мы, значит, маху дали – белые выросли. Понятное дело, если про то её величество проведают, пропали значит наши головушки. Вот мы, это, и стараемся, значит грех прикрыть, пока она не пришла, а то...". Ну, вообще-то, это опять, по-моему, из оперы Садомазохизма, хотя если вспомнить историю, то на подобной почве и войны разыгрывались – Война алой и белой розы в Англии в XVI веке 30 лет продолжалась... А по поводу гнева Королевы – это, по-моему, уже про Женщину в Саду...

А вот если вернуться к Королям, то невольно приходят на ум такие истинно мужские и по королевски роскошные Сады, как, например, Версаль, бывший в ХVII-ХVIII веках резиденцией французских королей. Этот Сад, созданный по велению мужчины, по проекту мужчины и руками бесчисленной и безвестной теперь армии мужчин хорош и прекрасен даже зимой - в декабре месяце. Уже несколько веков этому садово-парковому ансамблю, но он по-прежнему свеж и красив.



Можно вспомнить и сад Моне, поражающий буйством красок и тонкой гармонией цвета. И множество других садов, хозяевами и создателями которых были мужчины.

(Вот зашел разговор о пригородах Парижа и вспомнился анекдот: На вопрос, о чем так глубоко задумался, мужчина отвечает – "Да, вот опять, в Париж захотелось." - "А что – уже были?" - "Да нет, уже хотелось...")

Глубокая традиция создания Садов с большой буквы, дошедшая и до наших дней сохранилась на Востоке – в Китае и в Японии, сады которой, на протяжении веков развивающие особую эстетику, философию и символизм создавались истинными мастерами – Мужчинами. Как это ни странно, история донесла до нас порой более чем через тысячелетие имена таких Садовников, в самые ранние времена в виде собирательного имени – "монахи, устанавливающие камни" (VIII век), а позднее и истинные их имена. Такими были мастер садов Дзенами (ХV век), его сын Кодзиро и внук Матадзиро, мастер чая Сен-но Рикю (ХVI век), эстетическая сила которого простиралась и на сад вне и внутри дома и ознаменовала новую эпоху архитектуры и садоводства в Японии. Таким был и создатель множества прекрасных садов в период Эдо (ХVII век), когда слово "садовник" стало устойчивой профессией, Энсю Кобори Масоичи. Наконец, можно упомянуть бывшего самурая Джосана Исикаву (ХIХ век), создавшего Сад Сисендо в Киото, воплотивший в себе синтез эстетических принципов дзен и обращения к другим достижениям культуры - поэзии, живописи, каллиграфии.

Едкая редька...
И суровый, мужской
Разговор с самураем.
(Басё)


Как ни странно, но процесс создания Садов в Японии не нашел должного отражения в стихотворном творчестве. И это при том, что обязательными темами были времена года (сохранилось даже до наших дней такие понятия, как "семь цветов осени" и "семь растений весны"), немалая роль отводилась и любовной лирике. И это при всей любви японцев к своим необыкновенным, полным философии и символизма садам, к камню в этих садах во всех его многообразных проявлениях… С другой стороны процесс написания стихов по мнению великого японского поэта Мацуо Басё (1644-1694 гг.) подобен удару молнии. "Создание стихотворения должно происходить мгновенно, как дровосек валит могучее дерево или как воин кидается на опасного противника, точно так же как режут арбуз острым ножом или откусывают большой кусок груши" писал он. Создание же Сада процесс долгий, многотрудный и не терпящий суетности. По словам одного из японских мастеров по созданию Садов (эквивалент европейского ландшафтного дизайнера !?), приведенным в книге Д. Саймондса [Ландшафт и архитектура. М., Стройиздат, 1965] творческий процесс происходит у него следующим образом:

"При проектировании, скажем, усадьбы я прихожу каждый день на участок земли, где она должна быть построена. Иногда – на долгие часы... Иногда – в тишине вечера, когда тени удлиняются. Иногда – в рабочее время дня, когда… солнце ясно и ярко. Иногда – в снег и даже дождь, потому что многое можно узнать об участке земли, когда следишь, как дождь барабанит по ней, а струйки воды ручейками пробираются вдоль естественных дренажных линий. Я иду на участок и остаюсь там, пока не познаю его. Я постигаю его дурные качества...(и) его хорошие свойства... Я знаю, где появится солнце ранним утром, когда его тепло будет наиболее желанным. Я уже узнал, какие районы будут залиты его резким ослепляющим светом в поздний полдень, когда оно жарко пылает и пронизывает все своими лучами; знаю с каких точек богаче всего виден разгорающийся закат среди сумеречной тишины позднего вечера... Можно подумать, что все это мелочи, но они говорят: "Вот где сущность этого фрагмента земли, здесь сама ее душа. Сохрани эту душу и тогда она наполнит собой твои сады, твои дома и саму твою жизнь" Так я прихожу к пониманию этого лоскута земли, его настроений, его ограничений, его возможностей. Только теперь я могу взяться за тушь и кисть и приступить к выполнению моих проектов".

Мне удалось найти совсем мало стихов, посвященных непосредственно Саду или работам в нем, но как они милы и утонченны, несмотря на кажущуюся простоту:

Давайте сад поливать,
Пока не промокнут
Цикады и воробьи.

(Кикаку)

Ударил я топором
И замер... Каким ароматом
Повеяло в зимнем лесу!

(Бусон)
(ну вот, ведь в лесу, а не в саду!)

Пахарь мотыгою бьёт...
А кажется, он неподвижен
В дымке весенних полей.

(Кёрай)
(опять вроде бы не Сад, а поле)

Каменьщик стучит,
Огненные искры
По ручью плывут.

(Бусон)
(это вероятно про строительство подпорной стенки в Саду)

Всем сердцем я чту,
Отдыхая в полдневный жар,
Людей на полях.

(Исса)
(опять речь идет о полях, но угрызения совести правильные)

Вообще же Сад в многообразных проявлениях цветов, деревьев и в чувственном восприятии человека пронизывает всю старинную японскую поэзию.

Кстати, так любимые мной японские стихи обычно записывались не иероглифами, а с помощью так называемой "слоговой азбуки", которая считалась "женским" письмом. Поэтому во время популярных уже тысячу лет тому назад стихотворных турниров записывали и затем читали сочиненные стихи женщины. Лишь со временем, вместе с проникновением азбуки и в мужскую среду, в качестве чтецов стали выступать мужчины. Так что различия в творческом подходе и методах его осуществления мужского и женского начала можно найти не только в Садах.

Еще более концентрированную сущность этого единства и противопоставления нашло свое отражение в даосских символах инь и ян. Причем с ян ассоциируется все светлое, теплое, сухое, твердое, энергичное, вертикальное, наконец, МУЖСКОЕ начало, а с инь, соответственно противоположные этим понятиям и ЖЕНСКОЕ начало. Причем контрасты могут быть как световыми (свет-тень), цветовыми, фактурными (дерево-камень), текстурными и даже временными (вечнозеленые растения и ежегодно обновляющиеся цветы, старинные материалы построек и постоянное обновление отдельных их элементов – бумаги, бамбука и т.п.). Так что и здесь Мужское и Женское начала выступают как отдельные, соперничающие, но гармонично неразделимые элементы:

В этом саду, что вдвоем
Мы сажали когда-то
С любимою вместе,
Поднялись там высоко,
Разветвились деревья!

(Отомо Табито)

Ибо нет на самом деле МУЖСКИХ или ЖЕНСКИХ Садов, а есть Сады создаваемые Мужчинами для Женщин и Женщинами для Мужчин, а также Мужчинами и Женщинами для других людей (в том числе и самих себя). И да пребудет эта гармония во веки веков во всех наших творениях, в том числе и Садах, создаваемых нами друг для друга, для наших детей и близких.

Текст и фото: Седов Андрей Леонидович (Von)
03.2004


К списку


12345
Оценок: 68
Средняя оценка: 4.37

Обсудить статью (4)


 
Энциклопедия декоративных садовых растений Каменистый садик
Рейтинг@Mail.ru
Администрирование сайта - E
Дизайн и программирование - ZX
© WEBСАД® 2006-2024. Все права защищены.
При использовании материалов
ссылка обязательна