Здравствуйте, новый посетитель!
Сейчас 29.03.2024 17:47:20
 
Ходите ли вы на ландшафтные выставки?
Хожу на все доступные, мне это интересно
Бываю, но без фанатизма
Считаю пустой тратой времени
Я в этих выставках участвую
Челси рулит! Только эту выставку признаю

Мои настройки
Регистрация
Карта WEBСАД в Московской области (392)
Карта WEBСАД в Ленинградской области (93)
Поздравляем с днем рождения
Правила регистрации и участия
FAQ - ЧАВО (часто задаваемые вопросы)
Поиск по сайту

СТАТЬИ

Для желающих выслать статью

Цветник и садовый дизайн

От японского уголка к японскому саду

Любите ли вы японские сады? Они красивы и загадочны, лаконичны, но при этом далеко не всегда просты для понимания. Японские сады способны вызывать столь сильные эмоции, что, испытав их однажды, хочется возвращаться к ним вновь и вновь. И появляется желание иметь у себя такой же кусочек счастья, островок тишины и гармонии, чтобы им можно было любоваться из окна своего дома. Следить, как сад неторопливо просыпается весной, день ото дня набирая силу, наслаждаться в жару звуком льющейся из бамбука воды или ловить взглядом крупные капли внезапного ливня, прыгающие по поверхности пруда, наблюдать за пурпурным дождем кленовых листьев осенью или радоваться первому снегу, припорошившему замшелые камни.

Но затем нас начинают одолевать сомнения: возможно ли создать японский сад в такой стране, как наша? Не будет ли он выглядеть чуждым элементом? Ведь мы знаем, японские сады глубоко символичны, в их основе лежит дзэн-буддийская философия, да и мало какие японские растения смогут переносить наш климат. С одной стороны, это так. Значит ли это, что в России невозможно создать японский сад? Убеждена, что нет. И основанием для этого мне служат примеры реально существующих садов. Вопрос о растениях, как правило, решается подбором более устойчивых деревьев и кустарников, сходных с японскими по габитусу или поддающихся формовке. Что же касается символов, то здесь мы сталкиваемся с распространенным заблуждением. Говоря о японском саде в целом, мы упускаем из виду то, что на самом деле сады эти очень разные, и далеко не во всех стоит искать дзэнское начало или философскую историю. Были в Японии времена, когда шедевры ландшафтного искусства создавались для развлечений, прогулок и даже для демонстрации своего богатства и благополучия. Поэтому сомнения по такому поводу не могут являться преградой для создания собственного японского уголка или сада.

Другое дело, если мы все-таки решаем поставить в саду цукубай или пагоду, сделать сад камней или остров черепахи, то необходимо знать, что это такое, каким образом и где данный элемент уместно применить в саду.

И все же залогом успеха в создании японского сада я бы назвала любовь к нему. Именно это объединяет авторов садов, о которых я рассказываю. Сады эти очень разные. Разные они и по стилистике, и по использованию тех или иных элементов, и по степени приближенности к тому или иному типу аутентичного японского сада. Отличаются они друг от друга и по размеру: площадь варьируется от одного гектара до одной сотки. Мне кажется, что, ознакомившись с опытом каждого автора, можно найти тот вариант, который ближе всего подходит к условиям вашего сада, а также отвечает личным предпочтениям и сделать свой уникальный японский сад.

Итак, предлагаю посмотреть работы наших соотечественников в порядке "от японского уголка к японскому саду".

Сад Татьяны Матрусовой (матрона)
Площадь – 1 сотка
Начало создания – 2000 год

Татьяна Николаевна – японовед по профессии. В Японии она бывала часто, и проводила там от двух месяцев до полугода. Посещения знаменитых японских садов, конечно, не могли оставить ее равнодушной. Но в то время, несмотря на их красоту, они оставались для Татьяны Николаевны чужими. По ее словам, сложно было себе представить нечто подобное в России. Так продолжалось до тех пор, пока Татьяна Николаевна не познакомилась с работами ландшафтного архитектора конца 19 – начала 20 века Огавы Дзихэя. Особенно сильное впечатление на нее произвел сад при токийском международном доме культуры – Кокусай бунка кайкан. Его небольшие размеры и адаптированность к западному восприятию натолкнули ее на мысль о возможности создания подобного сада на своем участке. С этого момента особый интерес для Татьяны Николаевны представляли малые частные сады, которые ей время от времени удавалось посетить в Японии. Этот опыт все больше убеждал ее в том, что именно малый частный сад, созданию которого было посвящено почти все творчество Огавы, является наиболее перспективной моделью для воспроизведения у нас. Именно изучение работ этого великого мастера помогло Татьяне Николаевне понять, что она хотела бы видеть у себя на участке. В то время у нее "происходил процесс накопления материала, образов". И желание сделать свой японский садик росло с каждым днем.

Начало создания японского уголка приходится на 2000 год. На небольшой территории планировался островок, окруженный водой или отсыпкой, через который пролегает пошаговая дорожка. Центральное место на острове занимает слива, сформированная особым образом. Однако, в виду того что дерево это недолговечно, в нескольких метрах от него Татьяна Николаевна посадила горную сосну. На приподнятых берегах, окружающих композицию с ручьем, нашли свое место гортензии, папоротники, волжанки и ирисы. Камни и бамбуковый заборчик добавляют уголку японского колорита. Больше всего мне понравился камень на центральном острове, похожий на голову черепахи. Насколько мне известно, Татьяна Николаевна планирует добавить камней и сделать этот остров островом черепахи.

Мне кажется, что этот небольшой японский садик напоминает японские цубонива - небольшие внутренние сады, предназначенные, как правило, только для своих. Напоминает, прежде всего, тем, что это – закрытое со всех сторон пространство. Прогуливаясь по саду, гости даже не догадываются, что скрывается за зарослями чубушников. Эта часть сада не предназначена для чужих глаз, Татьяна Николаевна создала ее исключительно для себя. И пусть даже японский уголок находится на расстоянии от дома, его назначение вполне позволяет отнести его к такому типу японского сада как цубо. Весной тут можно любоваться на цветение ирисов, во время дождей – на заполненный водой сухой ручей, а осенью – разглядывать камни, улавливая в них неожиданные образы. Роль же "дома", как мне кажется, в этом случае выполняет деревянная лавочка, спрятанная в укромном уголке и покрытая мхом. Именно к ней ведет дорожка, и именно здесь можно сидеть, предаваясь размышлениям. Вот как Татьяна Николаевна описывает свой сад: "И все-таки это храм!!! И вход непосвященным туда заказан. Почему-то все меньше и меньше мне хочется, чтобы его видели чужие глаза... ходить (гулять) по нему нельзя. Он представляет собой повторение особого типа аутентичного японского сада, где не гуляют, а рассматривают, созерцают, как у нас любят говорить".



Сад Надежды Агуловой (Найдена)
Площадь сада – 1,5 сотки
Начало создания сада – 2006 год

Как-то в разговоре о японских садах Надежда высказала мысль, что в каждом саду можно услышать свою музыку. И критерием к определению японского сада назвала минорное звучание. Почему же музыка должна быть минорная? Конечно, Надя имела в виду не тоску или страдания, скорее, это отражение японского понятия "моно-но-аварэ", которое можно перевести как "печальное очарование вещей". Это эмоциональное переживание красоты природы, к которому примешивается чувство горечи от понимания недолговечности всего сущего лежало в основе японского искусства периода Хэйан. И таких же ощущений хотела добиться Надежда, создавая свой кусочек рая.

Место, отведенное под японский уголок, расположено в дальнем углу сада. Увлекшись дальневосточными растениями, Надежда решила посадить там некоторые из них и засыпать пространство между ними гравием. Почти в то же время друзья подарили ей японский фонарь, после чего появилась мысль о японском уголке. Она начала изучать литературу, просматривать Интернет в поисках нужной информации, участвовать в обсуждениях и создавать свой сад. Основную задачу она видела в том, чтобы добиться гармонии в этом месте, сделать так, чтобы уголок был интересен не только ей, но и другим, кто придет на него полюбоваться.

На рабочем столе у Надежды стоит заставка с изображением сада Исуи-эн, который ей очень нравится. Этот сад был создан в конце девятнадцатого века богатым купцом, последователем школы японской чайной церемонии Урасэнкэ. Поэтому на территории есть несколько чайных домиков и дорожка, ведущая к ним. Одна из дорожек пролегает через огромный пруд, сделанный в форме иероглифа "мидзу" - "вода". Да и само название - "Исуи-эн" - означает "сад, созданный на воде". На первый взгляд, между садом Нади и Исуи-эн нет ничего общего. Однако можно заметить, что приемы, которые были использованы в обоих садах, похожи. В первую очередь, это способ осмотра сада. У Надежды это можно делать, как прогуливаясь по саду, так и глядя на него с противоположного берега большого пруда, где положены толстые стволы деревьев, выполняющие роль скамеек. Здесь сад предстает перед нами как панорамная картина в обрамлении высоких деревьев, на которую можно смотреть издалека. В этом случае водоем как бы включается в японский уголок, тем самым значительно увеличивая его размеры еще на сорок квадратных метров. Интересно, что одна из самых выигрышных точек обзора сада Исуи-эн также находится на другой стороне водоема, и мы воспринимаем картину таким же образом, как и в саду у Нади.

Также хочется отметить, что сад Исуи-эн является одним из наиболее известных примеров использования заимствованного пейзажа. Горы и лес перекрываются садовыми деревьями, что стирает реальные границы сада, включая в него виды, находящиеся далеко за его пределами. Такой же прием использовала и Надежда. Она не только включила в свой уголок высокие деревья соседнего участка, но и не стала закрывать часть забора бамбуковой ширмой, благодаря чему кажется, что сад продолжается дальше.

Таким образом, несмотря на то, что сад Надежды четко не попадает под определенный тип японского сада, мне кажется, он является удачным синтезом прогулочного сада и сада-картины, которой нужно любоваться с определенного места.



Сад Наталии Жуковой (schalaschik)
Площадь сада – 2 сотки
Начало создания – 2002 год

История японского сада Наталии началась с того, что она посадила на этом месте несколько можжевельников и засыпала пространство между ними щебенкой, что придало небольшому уголку, окруженному высокими елями и редким подлеском, некоторое сходство с японским садом. Вскоре друзья подарили хозяйке японский фонарик, решив, что он будет хорошо смотреться на этом месте. Это натолкнуло Наталию на мысль о создании здесь небольшого японского уголка, тем более что японцы, сослуживцы ее мужа, часто бывали у них в гостях. В то время в России сложно было найти информацию не только по садовым стилям, но и по садоводству вообще. Наташа выискивала небольшие фотографии в журналах мужа, ездила в Ботанический сад, посещала библиотеки. Но настоящим учебником и помощником для нее стала книга Е. Голосовой "Японский сад", после изучения которой Наталия исправила некоторые ошибки в своем проекте.

Постепенно японский уголок разросся от двух квадратных метров до двух соток. Маленький кусочек земли с можжевельниками сменился сухим пейзажем, где почти вся территория между растениями была покрыта щебенкой и украшена камнями. Проход в беседку осуществлялся по дорожке, выполненной в виде приподнятых деревянных мостков. И вроде бы этот уголок уже выглядел вполне по-японски. Но Наталии, по ее собственному признанию, не хватало там жизни. И тогда было принято решение о строительстве пруда, который теперь является главной достопримечательностью этого садика.

Японский уголок Наталии невозможно заметить из основного сада. Сложно предположить, что за зарослями кустарников скрывается совсем другой мир. И только тропинка из камней, ведущая через лес, указывает на то, что что-то есть за поворотом. Сам уголок открывается перед нами не сразу. Сначала мы замечаем в просвете маленький японский фонарь, часть бамбукового заборчика. Еще через пару шагов появляется павильон. Он представляет собой нечто среднее между японской беседкой для ожидания (сото-косикакэ) и чайным тясицу и напоминает скромную лесную хижину, где можно посидеть, расслабиться и даже пофилософствовать, глядя на воду.

Из павильона открывается чудесный вид на водоем. Каждый раз, когда я бывала в гостях у Наталии, он представал передо мной разным. В солнечный день можно следить за игрой света на мокрых камнях, за быстрым скольжением ярких рыб, плывущих наперегонки со своей тенью, за порхающими около самой воды стрекозами. В сумерки искусственный туман, пробивающийся через камни, вызывает в памяти образы японских горячих источников - онсэнов. Ночью в пруду отражаются звезды, а если включить подсветку, то водоем становится похожим на подводную пещеру с морскими обитателями. Хорошо здесь находиться и во время дождя, наблюдая за купающимися камнями. Зимой же пруд приобретает и вовсе фантастический вид. Осыпавшаяся хвоя складывается в немыслимые узоры и, вмерзнув в лед, окрашивает его в нереально-красивые оранжевые оттенки.

Вот как описывает свой сад Наталия: "Здесь царит атмосфера покоя и отрешенности от внешнего мира, жизнь здесь своя, совсем другая, не похожая ни на что". А ведь именно такого эффекта добивались создатели чайных садов в Японии! И путешествие по этому прекрасному саду очень напоминает путь к месту чайной церемонии в японских садах. Прогулка по тайной тропинке, окруженной лесными деревьями, скромный павильон, живописный вид на пруд – все это говорит о том, что Наталья по-настоящему сумела проникнуться духом японского сада.



Сад Ирины Андриановой (Nigma)
Площадь сада – 6 соток
Начало создания – 2005 год

Когда передо мной встал вопрос о создании сада на своем участке, я, как и многие другие, начала искать информацию в Интернете и в книгах. Увидев японские сады, сразу же отдала им свое сердце. И, судя по всему, это была настоящая любовь, так как с годами это чувство становилось все сильнее. Поначалу я лишь рассматривала фотографии, не придавая особого значения изучению этих садов. Наверное, именно поэтому совершила много ошибок при создании собственного сада, некоторые из которых, к сожалению, исправить достаточно сложно.

Мой дом стоит почти посередине участка. Кто-то считает это минусом. Я же, наоборот, полагаю, что это – большой плюс. Из пяти зон, которые сейчас есть в моем саду, четыре образовались сами собой. Начала я с самого большого кусочка сада. Насмотревшись картинок, сделала отсыпку вокруг беседки, от которой, извиваясь, пошла по газону дорожка. К моему удивлению, сад мой не стал похожим на японский. После этого я решила огородить круг около беседки бамбуковым заборчиком и перевязать веревкой. Но и это не спасло положение, участок смотрелся достаточно нелепо. Тогда я поняла, что мне попросту не хватает знаний.

К сожалению, книг по японским садам на русском языке у нас очень мало. Но мне повезло познакомиться с людьми, обладавшими ценной информацией по ним. И они не только готовы были ею поделиться, но и советовали нужные книги, сайты, статьи. Конечно, большинство из них были на английском языке, но главное, что они были!

Постепенно мой сад стал меняться. Теперь на месте той беседки со смешной запятой из щебенки находится чайный домик. Однако он не является ее заменой, так как играет совершенно другую роль. Чайный домик в моем саду – это место, где можно посидеть, удобно устроившись на подушках, с книжкой или с тарелкой черешни. В зависимости от погоды, положения солнца, ветра, или просто от настроения, я открываю то или иное окно. В теплое время года двери, как правило, сдвигаются полностью, чтобы можно было видеть цукубай, который находится напротив входа, в зарослях серой спиреи и слышать звук льющейся воды. Если приходят гости, то в чайном домике мы можем попить чай или пообщаться.

В моем саду присутствуют многие элементы чайного сада: чайный домик, беседка для ожидания, пошаговые камни. Однако сам сад не имеет разделения на внешнюю и внутреннюю части, как того требует канон классического чайного сада. Кроме того, здесь есть небольшой водоем. Все это не характерно для чайных садов 16 века, когда структура сада организовывалась определенным образом, а чайный домик был похож на небольшую скромную хижину с крошечным входом-лазом (нидзиригути). Зато такого рода чайные сады можно встретить в более позднее время, начиная с конца эпохи Эдо.

Несмотря на то, что я вполне сознательно придала своему саду такой вид, его назначение вовсе не сводится к ритуальному действу. Отдых, расслабление, возможность уйти от городской суеты – вот чего мне хотелось. С такой же целью приезжают к нам и друзья. Многие из них любят попариться в бане, она, по сути, русская, но внешне и внутри оформлена в японском стиле. А купель перед баней имеет сходство с японским онсэном. В Японии очень часто рядом с горячими источниками располагаются рёканы – небольшие гостиницы в традиционном японском стиле. История возникновения этих отелей очень древняя, она восходит к 8 веку, когда буддийские монахи создавали бесплатные постоялые дворы для путешественников, чтобы в дороге те не терпели лишений. Позже, в эпоху Хэйан, такие гостиницы уже появились в храмовых комплексах и поместьях феодалов для паломников, которые направлялись к святым местам. Но особое распространение такого рода пристанища получили в эпоху Эдо. В то время феодалы не могли свободно передвигаться по стране, и исключения делались только для паломничества к святым местам и для лечебных поездок к горячим источникам, где и возводились гостиницы. В новое время это постепенно привело к развитию своеобразного туризма, и возле целебных источников начали появляться рёканы, заменившие ночлежки. Традиционные японские гостиницы не утратили своей популярности и в наши дни. При них очень часто можно встретить не только бассейн с целебной горячей водой, но и садик, а также чайный домик. Если исходить из вышесказанного, мне кажется, что мой сад ближе всего стоит именно к этим садам. Возможно, это результат моих собственных впечатлений во времена моей работы в курортных отелях Японии на Хоккайдо.

В конце рассказа мне хотелось бы особо отметить один момент. Свой сад я создавала вместе со своим мужем. Он, также как и я, влюблен в японские сады. Проекты всех конструкций на участке, а также многие идеи принадлежат ему. И мне очень повезло, что в лице самого близкого мне человека я нашла еще и единомышленника.



Сад Александра Толоконникова
Площадь сада – 11 соток
Начало создания сада – 2001 год

Первоначально я воспринимала сад Александра как чайный. Ведь там есть чайный павильон, пошаговые дорожки, и даже проводятся чайные церемонии. Но, как оказалось, меня ждал сюрприз.

В саду Александра я увидела умелое применение целого ряда приемов, призванных оказывать определенное психологическое воздействие на посетителя. Прогулка начинается с цепи длинных коридоров, утопающих в зелени кустарников и лиан. Плотные ширмы стриженых растений перекрывают обзор справа и слева. Этот эффект тоннеля, равно как и зигзагообразные повороты дорожки создают ощущение большего пространства, чем это есть на самом деле. Третий прием – "остановка в пространстве". Тоннель-переход периодически разрывается для демонстрации видовых точек сада. В одном месте это скамейка, приглашающая отдохнуть и полюбоваться огромными камнями. Несколько раз по мере продвижения открывается вид на сухой сад, изображающий "начало водного потока, как символа начала всего сущего, истекающего из горной расселины, и постепенно, широко растекаясь или шумно теснясь, превращающегося в водный каскад, питающий водоем с карпами и черепахами".

Последнее звено маршрута от входных ворот до чайного павильона – загзагообразный мостик (яцухаси), проложенный через лесной участок. Здесь мы встречаемся с приемом, который можно назвать "контрастом". Проходя через тенистый лесной участок, где деревья плотно обступают узенькую дорожку, местами чуть ли не преграждая нам путь, мы автоматически начинаем испытывать беспокойство, как вдруг лес расступается, становится светло, и перед нами появляется конечный пункт - чайный павильон. Автор вновь обращается к нашему эмоциональному миру!

Пройдя по мягким циновкам в чайный павильон, мы получаем возможность насладиться потрясающим видом на живописный водоем, в центре которого находится остров журавля. Картина, предстающая перед нами - настоящее воплощение красоты, спокойствия и гармонии.

Похожие техники психологического воздействия на зрителя рассматривает Г. Нитшке в своей книге "Японские сады" на примере сада Дзико-ин. Для меня всегда оставалась загадкой последняя, эзотерическая техника – присутствие создателя сада. И, как мне кажется, на примере сада Александра, становится понятно, что это такое. В каждом уголке, в каждом камне, дорожке, скамейке ощущается живой образ самого автора сада, не только как архитектора или садовника, но также и как мистика. Впрочем, на это последнее обстоятельство в саду Александра имеется и более ощутимый указатель – это фигурка Будды. Находится она около входа в одну из беседок. Вот как сказал про нее сам Александр: "Это каменная фигурка Будды. Мне он нравится. Иногда мне кажется, что это не Будда, а я. Ну, или мой друг, очень близкий".

Таким образом, японский сад Александра, по его выражению, представляет собой "выстроенную во времени и пространстве последовательность заданных воздействий на зрителя". Прогулка по нему является первой ступенью переключения сознания на другой уровень, подготовкой к заключительному аккорду в чайном павильоне – медитации, чайной церемонии или же просто отдыху, расслаблению. Все это позволяет мне отнести сад Александра к эрмитажным японским садам.



Сад Елены Асташкиной
Площадь сада – 15 соток
Начало создания сада – 2004 год

Фотографии сада Елены я увидела несколько лет назад в Интернете, и сразу почувствовала, что этот сад мне очень близок. Для меня это был прекрасный образец японского сада. Сама Елена называет его садом в природном стиле, в основе которого лежит японская философия. Как оказалось, японские сады интересовали Елену давно, еще во время учебы в МАрхИ. Восхищение их красотой было настолько сильным, что мысль сделать хотя бы кусочек сада в этом стиле не оставляла ее: "Самой главной задачей я считала погружение в художественный образ, а не копирование отдельных элементов из японских книг". Но серьезной преградой долгое время оставалось неяпонское окружение, поэтому для Елены самым трудным в создании сада было приблизить его к существующей реальности. Органично вписать в него и огородик, и стоянку для машин, и мангальную зону, постараться, по возможности, скрыть соседские дома и "пейзажи", которые совсем не вписываются в сад. Хотелось "вызвать ощущение, что, хотя и гуляешь по 15 соткам, на самом деле находишься в большом саду, где за каждым поворотом ожидает что-то новое". И в этом ей очень помогла философия известного мастера - Огавы Дзихэя, в садах которого прослеживается связь между прошлым, где соблюдались все традиционные японские каноны и будущим, которое он создавал, умело вводятся черты европейского ландшафтного стиля.

Сначала мне показалось, что сад Елены достаточно близок к эрмитажным садам. На эту мысль меня натолкнули некоторые удачно использованные ею приемы. Прежде всего, это сложная структура дорожечной сети, благодаря которой путь через сад становится длинным, а сам сад кажется больше. В этом легко убедиться, внимательно посмотрев на сад Елены. Действительно, дорожки там никогда не бывают проложены по прямому, кратчайшему пути. В одном месте они огибают плотные посадки спирей, в другом обходят камень, где-то раздваиваются, предлагая на выбор варианты дальнейшего направления прогулки. И все эти дорожки приводят к японской беседке, скрытой в зарослях кустарников. Именно по такому принципу были организованы эрмитажные сады 17 века, где сложный путь приводил к уединенному месту для медитаций.

В этих же садах активно использовались стриженые формы растений: кубы, полусферы, и даже очертания экзотических животных, таких как змея или дракон. Чаще всего для стрижки выбирались азалии. Елена в своем саду виртуозно работает с растениями. Спиреи "Little Princess", собранные большими группами, образуют замысловатые фигуры вокруг камней, придавая дополнительный объем рельефу. Автор сада признается, что работа с растениями для нее было самым приятным и легким делом. В питомник она ехала не со списком предполагаемых покупок, а с "образом и своим чувством от будущего сада". Самым главным для Елены было не испортить цветовую гамму и общую композицию, уметь отказаться от понравившегося растения, которое не вписывается в сад. И действительно, в ее саду все находится на своем месте. Нет ничего лишнего и случайного, каждый куст, камень, цветок занимают свое место.

Продолжая размышлять, какой именно тип аутентичного японского сада лежит в основе сада Елены, я пришла к выводу, что он настолько индивидуален, что определить его место в какой-либо классификации нельзя. Здесь сочетаются признаки разных аутентичных японских садов: море из гравия с островами (карэсансуй), беседка для ожидания и пошаговые дорожки (элементы чайных садов). Есть и место в доме, откуда можно любоваться садом как картиной, раздвинув окна, точно так же как в садах для созерцания (сады при дзэнских монастырях или сады цубо). Очень интересное название Елена дала веранде - "веранда лунного света", на которой можно наслаждаться видом ночного неба и луной, роняющей отблеск на гравийные отсыпки, "слушать звуки дождя и пение лягушек у себя в пруду". .. И здесь на ум приходит подходящая беседка "павильон отражения Луны" (Кикугэцу-тэй) из роскошного прогулочного японского сада 17 века Рицурин. Это название было навеяно цитатой из известного китайского стихотворения: "зачерпнув воды, вижу отражение луны в своих руках".

Я считаю, что сад Елены – отличный пример того, как с очевидным успехом можно использовать те принципы, по которым японцы создают свои сады. Это, прежде всего, талантливое извлечение урока, основанное на сочетании знаний и любви к японскому саду.



Сад Елены Глубоковских (pudra)
Площадь сада – 20 соток
Начало создания сада – 2007 год

По признанию Елены, ей очень близка эстетика японского сада. Задумываясь над созданием собственного сада, она искала информацию в книгах, журналах, Интернете, отбирая особенно понравившиеся картинки. Часто просматривая их, удаляла те виды, которые надоедали. В итоге остались лишь фотографии японских садов, среди которых особенно полюбился Елене Сайходзи. И то, что японский сад мхов произвел на нее неизгладимое впечатление, у меня не вызывает особого удивления. Природа того района в Ленинградской области, где располагается сад Елены, очень напоминает природу знаменитого Сайходзи. До сих пор в моем восприятии сад Лены во многом перекликается именно с ним: огромные сосны, мягкие подушки мха, отражение лесных папоротников в водоеме и загадочные тропинки навевают такие же ощущения тишины, спокойствия и романтической грусти.

Участок Елены представлял собой красивое торфяное болото, заросшее частоколом лысоватых молодых сосен. Сначала в ее планы входило сохранение его "родных" растений: сосен, вересков, подбелов, багульников, и лишь местами Лена планировала подсадить к ним рододендроны и можжевельники. Однако почва на участке была настолько непригодной, что даже "подсадить" некоторые растения оказалось проблемой: "Абсолютные горожане, мы и не догадывались, что бывают дачи без земли. Когда поняли, что купили, был шок - два метра сфагнума, растущего на абсолютно белом кварцевом песке. А потом возник азарт..." Несколько лет ушло на то, чтобы создать у себя на участке благоприятные условия: машинами завозился торф с компостированными опилками и земля, осенью все это щедро засыпалось толстым слоем березового листа, пока, наконец, не появилась возможность заняться непосредственно посадками.

Композиция сада включает в себя насыпные холмы, на которых растут взрослые сосны. Между ними голубоватой лентой струится "река" из щебенки, подчеркивая округлые контуры берегов. Растения Елена не столько выбирала сама, сколько прислушивалась в этом вопросе к своему саду. Это он диктовал, что будет там хорошо расти, а что нет. Сейчас здесь отлично себя чувствуют рододендроны, бересклеты, клюква, голубика, можжевельники и сосны. Папоротники и мох усиливают образ лесного уголка, а густые заросли ирисов подчеркивают естественность пруда.

При взгляде на сад Елены у меня возникает такое же ощущение, как когда рассматриваешь фотографии японских садов. Созданный руками человека ландшафт кажется природным и естественным. Тихое и уютное место для уединения, созерцания, размышлений, отдыха. Интересно, что здесь нет элементов, которые бы явно указывали на принадлежность этого сада к японскому стилю. За исключением, пожалуй, каменной пирамидки, которую сделал младший сын Лены. Однажды во время прогулки он положил на большой камень два маленьких. Эта композиция настолько подошла саду, что Елена решила ее оставить. И все же, несмотря на отсутствие указателей, этот сад – японский. И по настроению, и по своей сути, и по моему личному, как зрителя, восприятию. В нем ощущается характерная для дзэнских садов недосказанность, тайна, грусть. Для себя я назвала его "садом туманного утра", садом, где можно забыть обо всем на свете, погрузившись в медитативное наслаждение запахами, звуками, образами. Где можно погладить мягкий мох или, задев рукой ветку сосны, почувствовать ее тонкий аромат. Настоящий дзэнский сад...



Сад Светланы Чижовой
Площадь сада – 1 гектар
Начало создания сада – 2007 год

В 2007 году Светлана получила заказ на создание японского сада. Эта тема не только всегда интересовала ее, но и была очень близка по духу. По ее собственному признанию, Светлана была влюблена в японские сады, а после поездки в Японию "легкая влюбленность" переросла в "настоящую страсть". Особенно интересно ей было попробовать "связать японскую стилистику с нашим менталитетом".

Сад построен в духе прогулочных садов, характерных для Японии 17 века. В то далекое время страна проводила политику самоизоляции от внешнего мира. Богатые феодалы, дайме, не имея возможности путешествовать, старались в своем саду создать некий прекрасный мир, где во время прогулки можно было бы любоваться известными реальными или мифологическими пейзажами. Как правило, такие сады были довольно больших размеров. Поэтому выбор такого направления в работе Светланы был, несомненно, наиболее удачным.

В своем проекте Светлана применила идею, которая широко использовалась японскими дизайнерами 17 века: сад – как рассказ. Прогуливаясь по саду, можно многое узнать о культуре далекой Японии. Так, один из островов в большом водоеме изображает мифологическую гору Хорай, на которой, согласно японской мифологии, жили святые бессмертные. Считается, что простые люди не могли попасть на эту гору, поэтому к нему нельзя подобраться. Зато на другой остров перекинут зигзагообразный мостик яцухаси. Его изломанная траектория символизирует трудности жизненного пути человека, которые ему приходится преодолевать. А еще сад украшают две беседки. Название одной из них - "Павильон четырех картин" - дано потому, что, в зависимости от желания можно сесть на одну из четырех сторон и любоваться разными картинами: водоемом с островами, сухим садиком Дзэн, холмом с пагодой или водопадом. Кроме беседок, есть и другие места для отдыха – удобные скамейки, форма спинок которых напоминает иероглиф или очертания синтоистских ворот (тории). Интересны в этом саду и японские фонари. На одном из них изображены когти драконы. Два других воплощают героев сказки о братьях-близнецах, один из которых занимается философией в Киото, а другой живет в сельской местности.

Довольно часто можно встретить мнение, что японский сад не будет смотреться в типично русской природе с ее березками и елями. Однако сад Светланы, на мой взгляд, - яркий пример того, что это не так. Березовая роща здесь выполняет функцию ширмы, отделяющей японский сад от окружающего мира. На ее фоне особенно трогательно смотрится стройная белая пагода, расположенная на одном из холмов так, чтобы ее можно было увидеть с любой точки сада. Кроме того, как мне кажется, именно березовый лес является связующим звеном между Японией и Россией, как бы помогающим адаптировать культуру другой страны к нашим условиям. Хотя и здесь я бы не стала четко проводить границы. Если взять север Японии, то природа там практически аналогична нашей, и березы - вовсе не редкость. Поэтому, вполне возможно, что, создавая сад, например, на Хоккайдо, японцы использовали бы березовую рощу или ельник как фон, своего рода заимствованный пейзаж. Ведь один из главных принципов создания японского сада – это применение местных видов растений, равно как и характерных для данной области камней.

Мне кажется, пример этого красивого сада должен вдохновить тех, кто все еще колеблется, стоит ли создавать японский сад в условиях нашей природы. Ответ – несомненно, да!



Заключение

Я намеренно собрала в этой статье как большие, так и маленькие японские сады, как сделанные профессиональными дизайнерами, так и любителями, как наполненные японской символикой, так и те, в которых она практически не используется. Кому-то понравится больше всего один сад, кому-то – другой, у кого-то большой участок, а кто-то может выделить под японский сад лишь маленький закуток, одним подойдут четкие указания на японский сад, а другие захотят дать лишь намек. Мне кажется, что среди этих садов обязательно найдется близкий вам по духу, настроению, воплощению, и это поможет в выборе верного направления для создания своего сада. Главным же условием для появления настоящего японского сада является, на мой взгляд, любовь к японским садам и желание их изучать.

******

Благодарим за предоставленные фотографии всех героев этого материала. Авторство указано на файлах в развернутом виде.

Текст: Ирина (Nigma)

04.2013


К списку


12345
Оценок: 93
Средняя оценка: 4.9

Обсудить статью (5)


 
Энциклопедия декоративных садовых растений Каменистый садик
Рейтинг@Mail.ru
Администрирование сайта - E
Дизайн и программирование - ZX
© WEBСАД® 2006-2024. Все права защищены.
При использовании материалов
ссылка обязательна