Здравствуйте, новый посетитель!
Сейчас 28.03.2024 19:02:24
 
Ходите ли вы на ландшафтные выставки?
Хожу на все доступные, мне это интересно
Бываю, но без фанатизма
Считаю пустой тратой времени
Я в этих выставках участвую
Челси рулит! Только эту выставку признаю

Мои настройки
Регистрация
Карта WEBСАД в Московской области (392)
Карта WEBСАД в Ленинградской области (93)
Поздравляем с днем рождения
Правила регистрации и участия
FAQ - ЧАВО (часто задаваемые вопросы)
Поиск по сайту

СТАТЬИ

Для желающих выслать статью

Сады WEBСАДовцев

Сага о моем саде

«В два обхвата деревья
начинались когда-то с побега,
А дворец, закрывающий небо, -
с простого бруска.
Вспомни: начать чтоб
за тысячу верст поход,
Нужен один только шаг».
(Лао-Цзы, «Дао Дэ Цзин»)

Все началось в тот день, когда я впервые задумалась, почему на нашем участке не цветут примулы. То есть примулы у нас росли, к тому же не первый год, но цвести категорически отказывались. Самому участку было лет семь, его обустройством и посадками занималась, в основном, моя мама, а мы с мужем исправно посещали его в выходные, потихоньку строили дом и время от времени норовили улизнуть даже от этих не слишком обременительных обязанностей. Рождение ребенка закономерно вынудило меня переселиться туда на все лето. Жизнь была однообразной, вокруг копошились пенсионеры, умственная деятельность сводилась почти к нулю, а тут вдруг эти примулы… Действительно, что это они не цветут? И в один из редких визитов в Москву я купила тоненькую книжечку по цветоводству.

Это, разумеется, предисловие. Очень трудно писать о том, что тебе по-настоящему дорого, особенно если сознаешь, что сделанное тобой еще слишком далеко от совершенства. Создавая свой сад, мне пришлось не только отвоевывать для декоративных растений любовно возделанные мамой грядки, но искать компромисс с матушкой-природой при попытках разбить цветочные клумбы в условиях, мягко говоря, не совсем для этого подходящих. Впрочем, идея мирного соглашения пришла ко мне значительно позже, а сначала была бескомпромиссная борьба за право сажать то, что мне нравиться, там, где мне хочется. Мой сад разбит на торфянике. Это не просто местность, где почва имеет кислую реакцию. Во времена не столь отдаленные именно на территории нашего участка было болото, самое настоящее болото, куда приезжали местные жители, чтобы пострелять уток. Сегодня об этом напоминают только рассказы очевидцев да маленький пруд, который мы вручную выкопали в самом низком месте.

При оформлении пруда я поставила себе двойную задачу. Во-первых, требовалось укрепить берега, чтобы не было оползней, поскольку пруд был практически естественным, довольно глубоким и выполнял мелиоративную функцию. Во-вторых, исходя из его «естественного происхождения», я решила выбрать природный стиль или, по крайней мере, максимально приближенный к нему вариант. В результате пруд приобрел свой нынешний вид, хотя работу нельзя считать законченной, поскольку кое-какие изменения еще грядут. На фотографиях два небольших фрагмента. Прямо в воде, удерживая почву, растут частуха подорожниковая и ирис аировидный. Свою функцию они выполняют замечательно, правда, создают некоторые проблемы вследствие собственной агрессивности. Немного дальше посажены сибирские ирисы. Компанию им составляют папоротники страусники и примулы: обыкновенные и мелкозубчатые. Рядышком оставшийся с прошлых времен Шнитт-лук, который, как ни странно, картинку не портит. Небольшой кусочек берега засеян газонной травой, а на ее фоне видны ветки ивы «Hakura nishiki», посаженной тут же, у воды. Около нее свободный кусочек земли, весной он нередко оказывается затопленным, и здесь я планирую посадить ирисы, гладкие или мечевидные. За кадром, к сожалению, остались части композиции, расположенные на других берегах: группа лилейников, в центре которой «устроился» белокопытник, заросли фаляриса, бадан и традесканция Андерсона, а по соседству с ними пока еще маленький мискантус. В качестве акцентов я использовала обыкновенные лесные коряги, а дополняют картину обломки известняка.

Пруд соединен канавкой и трубами с противопожарным рвом, но это не мешает ему покрываться ряской и «зацветать», что, разумеется, его не украшает. Чтобы избежать этих неприятностей и, заодно, наслаждаться журчанием воды, было решено устроить маленький искусственный ручей, впадающий в пруд и создающий циркуляцию воды. На месте пресечения ручья с дорожкой планируется перекинуть маленький мостик в восточном стиле. На фотографии слева основа будущего ручья. Около коряги вода будет вытекать из бамбуковой трубки, сбегать по гранитным булыжникам, которые уложены маленьким каскадом, и попадать в русло из мелкой гальки. Справа от коряги куст казацкого можжевельника. Слева мечтаю посадить еще один можжевельник, китайский: распростертую форму «Вариегата». За казацким можжевельником растут пионы, несколько сортов с белыми цветами, а у самых камней слева и справа молодило. Следующие фото – это часть будущего ручья за дорожкой. Так вода будет стекать в пруд. Правее растет большая куртина вербейника точечного, за ним аировидный ирис. По левую сторону лилейники и живучка. Цвет ее листьев гармонирует с красным гранитом по берегам ручья.

Необходимый для ручейка перепад высот создан за счет того, что часть болота в противовес пруду пришлось засыпать, предварительно сделав подушку из растительных остатков, выкорчеванных кустов и спиленных деревьев. Поскольку посадить что-либо достойное в таком месте трудно, пришлось засеять почти две сотки травой. Обрамляют газон цветники, два из которых представлены на следующих фотографиях. Примыкая друг к другу, они образуют «цветочный угол» в дальнем конце участка. На заднем плане посажены высокорослые растения. В первом случае это бузульники Пржевальского «Ракета». Перед ними три куста астильбы, на переднем плане тоже астильба, только более низкорослая, и хосты. Соседняя композиция немного посложнее. На заднем плане гелениум. Перед ним монарда, которая едва пережила прошлую зиму. Надеюсь, что все-таки еще порадует меня будущим летом. На прошлогодней фотографии она во всей красе. Перед монардой эхинацея пурпурная, далее снова астильба, на этот раз с красными метелками. На переднем плане гравилат. По краям композиции лилейники, два из них цвели в более ранние сроки. Астильбу окружают высокие бархатцы. Цветовая гамма, таким образом, красно-желтая, если закрыть глаза на эхинацею.

Разумеется, все, что я делаю, - это потуги самоучки. Мой сад эклектичен. Но я и не стремилась найти для участка единое стилистическое решение, потому что педантично следовать раз и навсегда избранному стилю, честно говоря, кажется мне скучноватым (исключение составляют, пожалуй, только восточные сады). Кроме того, нередко мне приходилось начинать не с чистого листа, а перекраивать по своему разумению то, что уже существовало. При создании первых рабаток и миксбордеров основной проблемой был дефицит пригодных для посадки мест, поскольку сухие участки будущего сада представляли собой сплошной верховой («рыжий») торф, пронизанный березовыми корнями. Даже после того, как часть деревьев была спилена, требовалось определенное время и тщательная работа по улучшению почвы.

Это привело к тому, что изначально цветники делались «точечными»: в сырых местах за счет создания локальных возвышений. Растения сажали очень плотно, чтобы использовать каждый свободный кусочек земли. Позднее от каких-то видов я стала отказываться, другие же, наоборот, привлекали мое внимание и занимали освободившиеся места. И каким же оказалось мое удивление, когда спустя несколько лет я обнаружила, что сделала со своим дилетантским подходом нечто, весьма напоминающее знаменитые английские цветники!

Налицо в моих миксбордерах имеются следующие характерные признаки: плотная посадка растений, при которой свободного пространства, вообще, не остается, цветовое решение (розовый, лиловый, фиолетовый, белый) и расположение таким образом, чтобы самые высокие растения не закрывали более низкие. Конечно, назвать это классическим английским цветником было бы слишком большой наглостью, но даже выбор цветов оказался довольно точным. На первой фотографии миксбордер, замыкающий газон. В самом центре его плетистая роза «Flammentanz», на снимке плети не подвязаны, и цветение почти закончено. Вокруг нее травянистые многолетники и однолетние астры. Кадр панорамный, поэтому разглядеть их подробно, к сожалению, практически невозможно. В вазонах по углам – молодые самшиты. На этом снимке дорожка между двумя миксбордерами. Справа чистец византийский и флоксы. Слева тоже флоксы, лиатрис, наперстянка. Из общей цветовой гаммы выпадают низкорослые бархатцы, посаженные на место отцветших мускари и птицемлечника. Сейчас на повестке дня стоит манжетка, которой я хочу «укомплектовать» то, что у меня уже получилось.

Отвоеванные у мамы грядки мало подходили для посадки декоративных растений, поэтому на их месте я решила разбить цветник в регулярном стиле. Одна из фотографий сделана с лестничной площадки второго этажа, таким образом, это «вид сверху». В центре цельнолистный клематис. Летом он разрастается и закрывает посаженную вокруг него примулу обыкновенную, которая чередуется в шахматном порядке: куртинки с белыми и красными цветами. Сегменты задуманы так, чтобы на двух из них располагались красноцветковые растения, а на оставшихся двух – белоцветковые. На снимке хорошо видны канны и бархатцы «Ванилла», кохия. К сожалению, минувшая зима и тут внесла свою негативную лепту. Во-первых, вымерзли почти все маргаритки, обрамлявшие сегменты. Как это выглядело в идеале, проясняет прошлогодняя фотография. Если на «белых» сегментах еще что-то осталось, то красных маргариток сохранилось всего несколько кустиков, поэтому опрятного бордюра нет. А, кроме того, продавец ошибочно пометил купленные весной анемоны. В результате красные попали на «белые» сегменты и наоборот. Тем не менее, общую идею фотография передает. На остальных снимках один из «красных» сегментов с каннами и все тот же «английский» миксбордер, только с другой стороны. В качестве бордюрного растения высажена кислица.

И, наконец, самые любимые уголки. Я уже упоминала о своем пристрастии к восточным садам, поэтому, когда мне удается хотя бы на йоту придать небольшим композициям «восточную нотку», мое самомнение становится просто неприличным, ибо, как писал Цзи Чэн, «хотя сад создается человеком, в нем само собой раскрывается небесное».

Мой «восточнй садик» расположен с северной стороны дома, перед открытой верандой. Основа композиции – «Коника». Вокруг нее группируются рододендроны, функии и папоротники: страусник, щитовник и кочедыжник. Мои рододы пока еще молодые и плохо видны с той точки, откуда сделаны снимки, зато отлично просматриваются с крыльца и веранды. Сейчас их семь: руссатский, Смирнова, два вечнозеленых гибрида, канадский, Шлиппенбаха и до сих пор неопределенный листопадный, который я покупала первым. Надеюсь, что до весны мы дойдем именно в таком составе. Функии тоже семи сортов. По краям два огромных куста дицентры прекрасной. Один из них закрывает маленький можжевельник «Блю Стар», кроме того, перед ним на фотографии можно разглядеть тую западную шаровидной формы. На снимке нет двух функий с голубыми листьями, пересаженных чуть позже к самым камням, поэтому пришлось сделать еще один кадр: голубой можжевельник и голубая хоста. Таким образом, после цветения рододов единственным цветочным акцентом остается дицентра, и садик представляет собой сочетание различных оттенков зеленого (и голубого, учитывая «Блю Стар» и функии). Между камнями растет мшанка. Справа остался за кадром веерный клен. Фоном для всего этого «безобразия» служат «сентябрины-октябрины». Определить точно, какие это астры, я, увы, так и не смогла. К середине лета они образуют плотную высокую стенку, для поддержки которой уже изготовлена бамбуковая ограда.

За зеленой кулисой из многолетних астр находится, как его называют мастера фэн-шуй, «тайный садик». Этот уголок закрыт почти со всех сторон, и человек, устроившийся на скамейке под березами, может действительно рассчитывать на уединение. Справедливости ради стоит заметить, что пластиковая лоханка неправильной формы не слишком успешно заменяет настоящий водоем, особенно если учесть, что замаскировать ее подлинное «происхождение» до конца не удалось. В лоханке обитает обыкновенная кубышка и плавают свечки. На «берегу» лилейник, ландыши и низкорослая хоста. Среди камней – молодила и камнеломка, а чуть в стороне страусник. Очередная коряга по форме напоминает змею, выползающую из-под самого крупного булыжника. Справа, под березами иммитация каменистой осыпи, еще одна функия, молочай, опять-таки папоротники. А с северной стороны от посторонних глаз этот «садик» прячет разросшийся фалярис. На березе висит металлический колокольчик – китайская «музыка ветра». В этом месте сошлись все пять стихий Востока: огонь, земля, вода, металл и дерево. Весной здесь пахнет ландышами, а летом – растущими неподалеку лилиями, отражаются в воде огоньки свечей, и я льщу себя надеждой, что тут удалось все устроить так, чтобы, как писал Вэнь Чжэньхэн, «гуляя по саду, забывали об усталости».

Впрочем, мне, как, наверное, и большинству моих «товарищей по несчастью» - садоводов, об усталости приходится забывать совсем по другой причине: слишком много нужно успеть и еще больше хочется сделать. Розарий и клематисы, бородатые ирисы и дельфиниумы, лилии и георгины… А гортензии, одна из которых до сих пор не определена?! А местечко, названное мной в приступе наглости «альпийской горкой»? Стоит все-таки потрудится, чтобы оно таковую действительно напоминало.

Но, несмотря на обилие всяческих, порой нелепых идей и фанатичный блеск в глазах при виде очередного «нового» растения, я выработала для себя несколько правил, которым в дальнейшем собираюсь неукоснительно следовать.

Первое сводится к тому, чтобы максимально использовать условия, созданные природой на нынешнем садовом участке. Если это кислая почва, пусть будут рододы и верески. Если это болото, не стоит сажать туда эремурусы, заменим чем-нибудь другим.

Правило второе: «Если нельзя, но очень хочется…». Например, магнолию. Думаю, что меня многие поддержат.

И, наконец, третье. Идеал, сформулированный тем же Цзи Чэном и пока, увы, недостижимый: «Не выделяй пустых мест, пусть все вокруг будет словно подернуто дымкой – вот это и есть мастерство».

А недавно ко мне зашла подруга, купившая участок напротив, и спросила: «Куда лучше посадить примулы?». Видимо, все действительно развивается по спирали.

Текст и фото: Юрасова Мария Владимировна (Машастая)
12.2003


К списку


12345
Оценок: 169
Средняя оценка: 4.79

Обсудить статью (4)


 
Энциклопедия декоративных садовых растений Каменистый садик
Рейтинг@Mail.ru
Администрирование сайта - E
Дизайн и программирование - ZX
© WEBСАД® 2006-2024. Все права защищены.
При использовании материалов
ссылка обязательна