WEBСАД

Самурайские сады

Открыл специальную тему про самурайские сады.

Gleb
Санкт-Петербург
07.03.2023
16:57:57

1

Gleb, спасибо за тему.
У меня будут в основном вопросы, и я не знаю, какие из вопросов могу заинтересовать владеющих информацией участников форума. По сути мне все аспекты интересны. Может быть с "личных" монастырей самурайских кланов начать ? Где-то я это встречала, но сейчас не помню. Можно попросить, для начала, названия подобных монастырей подсказать ?

ондатра
Москва
07.03.2023 20:20:36

2

Подумала, что начиная разговор о самураях, надо непременно вспомнить про святилище Цуругаока Хатимангу. Во-первых интересно, что Минамото Ериеси основал именно синтоистское святилище (бог войны Хатиман — покровитель дома Минамото, и покровитель самураев). В 1180 году Минамото Еритомо (первый сегун Камакуры) перенес святилище в селение Кобаяси, сохранив название.
К святилищу ведет роскошная аллея, которая была актом жертвоприношения богам. Строительством руководил сам Еритомо, а члены семьи своими руками носили землю и камни. Впечатляет.
Еще больше меня поразила история про два пруда (точнее один пруд из двух частей), один из которых посвящен клану Минамото, а второй, меньшего размера, соперникам клана Минамото, дому Тайра, и в этом пруду насыпаны четыре острова — четыре, как символ смерти и упадка. Очень буквально и откровенно.

ондатра
Москва
08.03.2023 11:14:19

3

ондатра, вот пока не видел "личных" монастырей самураев. Скорее наоборот крупные монастыри нанимали одних самураев для борьбы с другими. Или когда пытались обуздать Нобунагу Оду, создавая коалицию против него из сил других правителей ханов, монастырей и собственно сил сёгуна.
Например мне нравятся усадьбы зажиточных самураев, которые могли позволить себе пригласить лучших садовников. :))

Gleb
Санкт-Петербург
08.03.2023 11:24:33

4

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/a/a0/Turu_h_kei.jpg/800px-Turu_h_kei.jpg
Tsurugaoka Hachimangū and the dankazura during the Edo period. Clearly visible its many Buddhist temples, later destroyed. In the lower right corner, tiny Moto Hachiman
Цуругаока Хатимангу в период Эдо.
(не знаю, как сделать ссылку рабочей, но можно в Википедии посмотреть)

ондатра
Москва
08.03.2023 11:38:44

5

да, прекрасно ссылка работает. Интригующий материал про пруды с красными и белыми лотосами. (символами домов Тайра и Минамото) я больше тогда на лотосы обратил внимание, и барабанный мост, не рассмотрев острова. Это непростительно с моей стороны :((

Gleb
Санкт-Петербург
08.03.2023 16:38:03

6

[2] Хатиман божество-покровитель воинов, культ которого прочно утвердился в Киото после того, как в префектуре Киото было построено в 859г. знаменитое святилище Ивашимизу Хатимангу (石清水八幡宮). Будучи отождествленным с военной доблестью, Хатиман был принят как божество-покровитель и семьёй Минамото и большинством более менее значимых даймё и знатных самураев. Один из известных и преданных его почитателей Уесуги Кенсин ставший при жизни его аватаром. Что касается личных храмов самураев, то одной из важных и полезных сторон является то что туда оправляли лишних, неугодных, слабых или наоборот непокорных наследников. Того же Уесуги в 7 лет отправили в храм, а в 14лет. выдернули обратно спасать разваливающийся клан. К чему это я? Самурайские сады, это не только районы букеясики (место компактного проживания самураев в своих усадьбах) Но и сады даймё (читай самураи) только высокого ранга. В том числе и сёгун (сёгун - «великий полководец, покоритель варваров»)
Кстати та роскошная аллея в Камакуре была устроена в честь новости о тягости жены Ёритомо, она так и называется дорога молодого господина. Прекрасный пример садового воплощения, приятных новостей. У нас сажают дерево, а он целую алею и конечно напряг родню на посадки сакур и отбивку камнями склонов и возведению торий.

Gleb
Санкт-Петербург
08.03.2023 18:52:52

7

В Цуругаока Хатимангу есть Святилище Белого Флага. Белый флаг — флаг клана Гэн (Минамото), интересно, что это святилище полностью черное. Согласно китайской традиции, черный цвет — женский (инь), но в Японии черный это мужской цвет, один из символов самурайства, и к тому же это цвет радости. Несмотря на сильное и заметное китайское влияние на японскую архитектуру, в таком принципиальном вопросе как цвет святилища (посвященного первому и последнему сегунам камакурского сегуната из клана Минамото), строители храма следуют японской традиции.
Вообще стиль всех сооружений комплекса это явная отсылка к древним святилищам синто, с добавкой массивности и тяжеловесности, подчеркнуто самурайской мужественности. По контрасту с изящной архитектурой Хэйан, это наверное производило сильное впечатление. 

ондатра
Москва
08.03.2023 21:07:14

8

[6] Gleb, до садов дайме еще далеко. Мне интересно проследить, как вместо утонченного, гедонистического и упаднического эстетизма эпохи Хэйан, зарождался аскетизм, простота и сакрально-философская символичность, которые получили полное развитие в эстетике классических чайных садов и сухих садов дзенских монастырей. Начало в эпохе Камакура. 
Помогайте, Вы садов гораздо больше моего видели. Только давайте с Камакура начнем. Согласна, понятие самурайские сады можно расширить, многие монастыри действительно самурайским кланам принадлежали.
А вот самурайские поселения (типа Тиран), это гораздо позже, дойдем постепенно.

ондатра
Москва
08.03.2023 21:24:28

9

офф [8] "гораздо больше моего видели" - я вообще ни одного вживую не видела, так что да, гораздо ...

ондатра
Москва
08.03.2023 21:27:57

10

ондатра, прекрасный план, по самурайским садам. Камакура это замечательно, отличные волны для сёрфинга с обрывистыми берегами вулканических пляжах, если устанешь то можно расслабиться на темном вулканическом песке игрой в пляжный волейбол, японцы шустро играют кстати.
И немного жадные рыбаки, выловившие всю рыбу с залива. Зато много красивых пейзажных мест где частенько можно увидеть съёмочные бригады телесериалов, одну такую бригаду видели на побережье в начале десятых годов.

Gleb
Санкт-Петербург
09.03.2023 09:42:09

11

Следующий сад. Выбрала сад храма Makaya-ji (Makaya-dera Temple), поскольку он был создан на рубеже эпох Хэйан и Камакура. Храм был основан монахом Gyoki Bosatsu в 726 г. (период Нара), затем перемещен по просьбе императора Итидзе, находившегося в тесных отношениях с кланом Фудзивара (собственно только на этом основании я и могу притянуть этот сад в «самурайскую» тему). Создание сада относят к началу эпохи Камакура, и можно наглядно проследить как изменилась трактовка классической темы (остров Хорай). Формы стали массивнее, камни грубее, крупнее, и их гораздо больше, чем в Хэйанских садах. От изящества и поэтики Хэйана почти не осталось следа.
http://oniwa.garden/makaya-ji-temple-...
http://garden-guide.jp/spot.php?i=makayaji

ондатра
Москва
09.03.2023 15:09:08

12

[10] Gleb, Я имела в виду эпоху Камакура, не местность. Еще пару примеров, и к Муромати подойду.

ондатра
Москва
09.03.2023 15:11:26

13

Kozen-ji (光前寺) храм был основан в эпоху Хэйан (860), относится к буддистской секте Тэндай, однако один из садов на территории храма создан в эпоху Камакура. Храм, начиная с эпохи Камакура находился под патронажем самурайских семейных кланов, и увидев этот сад, я понимаю почему. 
Тема сада — Драконий водопад (龍門瀑), история карпа, плывущего вверх по водопаду, чтобы стать драконом. История символична и популярна в садах Японии, но достаточно посмотреть на сами камни, чтобы проникнуться мощью природы и почувствовать присутствие божественных ками. Сад создан в древней кедровой роще, и это тоже напоминает о святилищах синто.  Место для самурая перед битвой.
(снимки сейчас добавлю)
матрона, проверьте, пожалуйста, иероглифы

ондатра
Москва
09.03.2023 19:49:49

14

{228201} {228200} {228202} {228203} {228204} {228205}

ондатра
Москва
09.03.2023 19:59:21

15

В этом храмовом комплексе есть еще один сад, но он создан гораздо позднее.

ондатра
Москва
09.03.2023 20:02:07

16

[12] да, это так. Камакура это изначально рыболовецкая деревушка окруженная малоприступными горами и удобным выходом к морю , сюда то и пришёл с ордой восточных самураев Минамото Ёритомо сделав это место своей ставкой. Так как это поселение дало имя целой эпохи, потому и решил провести небольшой обзор по местности. По району Муромати в Киото, подожду конечно.

Gleb
Санкт-Петербург
09.03.2023 20:06:55

17

[11] Однако сад Makayadera интересен, И замечу что не только камней коснулись изменения. Но и пластика сада стала более рельефной. Однако, всё же этот сад по задумке ближе к эпохи Хейан а воплощение периода Камакура. Мои личные ощущения по фото. На некоторых фото где вода спущена для ежегодной зимней очистки пруда, он смотрится конечно суровей. Но с зеленью холмов и акцентами цветущих растений вполне поэтично. Не так ли?

Gleb
Санкт-Петербург
09.03.2023 20:57:38

18

[17] Gleb, определенно, именно что хорошо виден переход от Хэйан к Камакуре. Влияние эпохи Хэйан еще заметно, но уже появляются новые характерные черты. Прекрасно, что Вы про более выраженную пластику добавили, я забыла, а это важно.

ондатра
Москва
09.03.2023 21:32:13

19

Toko-ji (東光寺庭園), еще один сад самурайской эпохи Камакура, храм и сад созданы (предположительно) монахом, прибывшим из Китая, Rankei Doryu. Впечатляющий многосекционный каменный водопад {228208}. Грубый, жесткий, почти подавляющий, и поразительно реальный. На снимке виден карп, плывущий по водопаду (наклонный камень) {228209}.

ондатра
Москва
09.03.2023 22:01:08

20

Нехарактерный сад, вообще уникальный. Без него никак.
Сад при храме Zuisen-ji (瑞泉寺 ) , созданный в конце периода Камакура, автор сада Мусо Сосэки (яп. 夢窓 疎石  1275 - 1351) — поэт, каллиграф, мастер садового искусства, монах-наставник школы риндзай-дзэн. Был одной из наиболее значительных фигур в культуре и религии эпохи Камакура. Мне кажется, самым главным в этом саду был выбор места. Это просто надо видеть.
{228213} {228212} {228211}
Спонсором строительства был Nikaidō Dōun (Фудзивара), а после падения камакурского сегуната храм перешел под защиту семьи Асикага (сегунат эпохи Муромати).
Этот монастырский сад использовался для аскетических практик медитации. Но ощущения, энергия места, возможно было тем, что влекло сюда воинов. Закрытость, защищенность, таинственность, и в то же время колоссальная сила ками этой скалы.
http://garden-guide.jp/spot.php?i=zuisenji

ондатра
Москва
09.03.2023 22:08:29

21

Сделаю небольшую паузу, подведу итоги. Как я это вижу. С приходом самурайских времен начинает меняться как эстетика, так и наполнение садов. Заметно влияние синто (которое во времена Хэйан в садах не проявлялось), что не удивительно, в сложное время люди, особенно воины всегда обращаются к привычным, родным, богам. Ками, через обилие массивных камней, приглашаются в сады. Сами каменные структуры стали грубее, нет изящества, зато появился реализм, как в водопадах (и сухих и настоящих), так и в организации прудов. Символизм стал буквальнее, уже не до поэтических аллюзий. Растительность скуднее.
Сразу хочу сказать, что почти все монастыри и сады тех времен горели и разрушались многократно, а потом достраивались в поздние эпохи. Иногда кажется, что в садах всего намешано, но многие части были сделаны гораздо позднее. Я старалась выбирать только те части садов, которые сохранились со времен Камакура, остальное сознательно игнорировала.
Понемногу буду добавлять сады, по эпохам. 

ондатра
Москва
09.03.2023 22:37:41

22

ондатра, да камней так много в Toko-ji, что не сразу нашел карпа плывущего вверх по течению в надежде перейти водную преграду. Интересно что водопад действительно (подозрительно) реальный. Нет, не в том смысле что по нему спускался реальный водный поток, это было в те времена как раз нереальным, если рядом нет реки/ручья от которой можно отвезти канал устроив запруду и уже оттуда подавать воду.
Водопад устраивался более абстрактным способом, без доскональной правдивости. Почему китайский монах так сделал? Нет ли там более позднего вмешательства?
Суровый, суровый сад.

Gleb
Санкт-Петербург
09.03.2023 23:56:31

23

[22] Gleb, этот водопад конечно реставрировался, но все источники, что я просмотрела утверждают что именно такой была его первоначальная структура.

Мне вообще кажется удивительным такое резкое изменение эстетики садов. Символизм как будто ушел на второй план (то есть карп, Хорай, и все такое, это символы, но они не главное), а акцент сделан на брутальной энергетике. Опосредованное через эстетику и символизм восприятие и отображение природы эпохи Хэйан, уступило место буквальности и непосредственному (анимистическому) ощущению природных сил.

ондатра
Москва
10.03.2023 10:36:04

24

[19] Забегаю вперед, но просто для сравнения. Сад созданный в конце Эдо.
http://oniwa.garden/hokoji-kagawa-gar...
И сравнить с {228208}.
Первобытность (анимизм) и развитая художественная традиция. Похожая структура, но какая разница.

ондатра
Москва
10.03.2023 11:53:26

25

Joko-ji (浄居寺). Почти ничего не нашла про этот сад, предполагают, что его автор Мусо Сосэки.
{228220} {228219} {228218} {228217}

ондатра
Москва
10.03.2023 12:13:22

26

ну хорошо, время стало немного суровей, но ведь не сами самураи обустраивали сады? Это не их работа. Монахи прочно застолбили за собой это поле деятельности. Интересно были ли вообще, садовники-самураи? Крестьяне -самураи были, даже торговлей занимались и ремесленничеством. Известен случай из записей варваров, что Ода Нобунага не только сам нашел место для своего нового замка, но и придумал систему его подсветки, дабы поражать видом приближающихся к замку гостей и подданных. Ну этот Нобунага известный шоумен.
Однако начали мы с восстановления мощи Минамото и его периода Камакура, а ведь кого Минамото свергли фактически в пучину морскую. Был великим родом Тайра, и именно в Фукухаре (нынешний Кобе) сам Тайра Киёмори устроил себе усадьбу с видом на море, так он любил его. В память о былых подвигах в юности на море с пиратами. Вот может откуда подбирался более непосредственный, буквальный брутальный подход, который несомненно отразился и на садах.
Путь самурая от служения императору в качестве воина, в качестве преданных собак, действовавших по приказу, и не получавших за это должных наград. До фактические военного (самурайского) правления, где император оставался как символ государства с церемониальным отношением к нему как живому воплощению бога. Ведь бога нельзя убить, но можно ограничить.
Так и сады являясь неотъемлемой частью культуры, впитали и выразили эти изменения.

Gleb
Санкт-Петербург
10.03.2023 12:30:05

27

off
ондатра, Джо, [25] они больше в американских боевиках, как мне кажется... или ошибаюсь...
И что за манера указывать половину названия?
Извините, не утерпела.

матрона
Москва
10.03.2023 12:52:46

28

ондатра, я с трудом нашел различия. Хо-хо, везде нагромождение камней, но более поздний сад, больше террасирован,
Мне кажется атмосферу таких садов чувствуешь полностью на месте. Фото не передаёт этого в полной мере, надо быть там. к 24 посту.

Gleb
Санкт-Петербург
10.03.2023 12:57:28

29

[24] ондатра, Юлия! умоляю! прекратите вы с этим анимизмом!
Ну, ведь буддизм, чистой воды, более того подражание чаньскому варианту сухого драконьего водопада в стиле Дорю Ранкэя. Невооруженным глазом видно.
Ну, вы же просто не в курсе элементарных вещей, самых азов.

матрона
Москва
10.03.2023 13:17:41

30

Gleb, с уважением, просто в преклонением!

Старый анекдот:
Начальник: фу, ты как темно! как у негра в заднице...
Подчиненный (такой же подхалим, как и я): везде-то вы побывали, Пал Василич, все-то вы видели!

Мораль:
Везде побывать еще не значит хоть что-нибудь увидеть. А все увидеть еще не значит хоть что-нибудь понять.

матрона
Москва
10.03.2023 14:30:15

31

офф матрона, [27] я отредактирую альбом, просто я не сразу поняла, что эти мои "технические" обозначения (для загрузки снимков с компьютера), остаются в альбоме.
Сейчас буду исправлять.

ондатра
Москва
10.03.2023 14:53:33

32

[29] матрона, конечно я в курсе. И про буддизм и про сухой драконий водопад. Но "за спиной" каждого камня стоит ками, вне зависимости от того, что еще этот камень обозначает, символизирует, и как он (камень) используется. Если Вы считаете, что японцы перестали быть синтоистами (а это и есть анимизм) только потому, что в Японию пришел буддизм, то можно это обсудить (в отдельной теме). Синто (анимизм) это не про символы или религиозные "объекты", это восприятие всего как обладающего "душой" (ками).

ондатра
Москва
10.03.2023 15:03:27

33

матрона, Весьма верно. Потому и продолжаем свой путь исследования. Спасибо за участие. Ваши уточнения дают прекрасную возможность взглянуть и с другой стороны на предмет обсуждения.

Gleb
Санкт-Петербург
10.03.2023 15:12:35

34

ондатра,
ваша верность синто умиляет, особенно когда вы видите обращение "к родным богам" в процессе в известном смысле прямо противоположном. Обращение садов к природе и к природным видам далеко не всегда свидетельствует о синтоистской их направленности. Синтоизм - я говорю это, обращаясь именно к истории японских садов, – проиграл битву задолго до Камакуры, еще в 8 веке, когда буквально за сады и из-за садов на плаху положил живот свой не один аристократ, поддерживавший императорскую линию власти.

Уже тогда, а не в период двоевластия, свершившегося на пороге Камакуры и Муромати, император был вынужден склонить голову – даже не перед самурайством, а перед буддизмом, которым столь эффективно вооружилось самурайство. И если вы хотите узнать, как происходил переход от хэйанского гедонизма к дзэнскому аскетизму, то надо вникать не просто в самурайство, а в самурайство, вооруженное буддизмом. Да и не в воинской доблести «орды восточных самураев» ( которая почему-то пришла с запада) дело, а в ее (ладно, пусть орды. Господи, откуда это словечко? из очередной манги?) идеологии. И в идеологии, увы, непосредственно не связанной с синтоизмом. По секрету скажу, что во время Камакуры не только военщина, но и императоры все уже были буддистами.

Можно сколько угодно говорить о синто в принципе, но вот когда дело доходит до садов ( конечно об абстрактных речь,) то элементарно доказать это не получается.
Хватит говорить о синто в принципе.

Факты в студию!

матрона
Москва
10.03.2023 15:14:17

35

Синтоистские святилища. Онива — молельный зал построен в эпоху Камакура, в 1664 г. восстанавливался. Кибуцу — южные ворота построены 1357 г., галерея 1579 г., священный пруд — 1690 г., главный храм начал строить Асикагу Есимицу по повелению императора. Это большие, дорогие государственные проекты, на неактуальную религию деньги и время не стали бы тратить. Минамото Еритомо молился в святилище Идзусан о возрождении дома Минамото, там же сочетались браком Минамото Еритомо и Ходзе Масако. С 15-го века Идзусан находилось под покровительством клана Ходзе.
Дзенские монастыри. Секокудзи — хокора Инари, Бэнтэн, Хатимана (Хатиман стал богом-покровителем этого монастыря). Гинкакудзи — святилище Хатимана. Реандзи — святилище Бэнтэн. Сайдзедзи — храм оку-но ин, «Храм Истины» Госиндэн (место силы), этот храм окружен ритуальной веревкой симэнава. Кайдзодзи — синтоистская кумирня Уходэн. Мегондзи — культ Инари, тысячи скульптур лис и флагов преподносятся храму за плату, в том числе и в настоящее время.
Это только несколько примеров. Синтоизм никуда не уходил. Дзен аккуратно влился и смешался с синто, были полностью совмещенные варианты, но и по отдельности синто и буддизм неплохо сосуществовали в сознании японцев.
Татьяна Николаевна, синтоизм оформился в религию во многом под влиянием (по примеру) буддизма, но как вера (нелюбимый Вами анимизм) он существовал в Японии задолго до прихода буддизма (и задолго до появления самого термина синто), и продолжал существовать в таком виде в сознании людей, влияя на восприятие окружающей природы (в широком смысле слова).
Буддизм, в том числе и дзен, широко распространен как в Азии, так и в мире, но ничего похожего на японские сады нигде больше нет. Зато в Японии есть синто.

ондатра
Москва
10.03.2023 17:04:34

36

ондатра, [35]
Еще к этому списку я могу добавить священные рощи - истоки анимизма, вполне мною любимого...
Но вы меня так и не услыхали.
Я хочу услышать о синтоистских садах и увидеть их.
Поскольку здесь мы о садах.
Мне надоели мантры.

матрона
Москва
10.03.2023 17:23:43

37

матрона, [36] синтоистские сады в каком смысле ? Я правда не понимаю. Синтоизм это вера в то, что каждый камень, дерево и т. д. обладает ками. Вот если в саду есть камни и деревья, то они и есть "синтоизм в саду". И отношение к ним соответствующее.

ондатра
Москва
10.03.2023 17:32:03

38

off
[36] - присоединяюсь. Это садовый форум, а не философский.
ондатра, покажите свой сад. Что вы сделали, как применяете свои познания на практике. Возможно, вы дадите советы, исходя из своего личного опыта создания японского сада. Или, может, вам нужен какой совет. Теория важна, но она должна быть привязана к практике.

Nigma
Москва
10.03.2023 17:34:09

39

[38] Nigma, сад показать не могу.
Даже не знаю, возможно Вы правы, это действительно не философский форум. Мне казалось, что японский сад отличается от всех остальных именно своей "философией", но я могу и ошибаться.

ондатра
Москва
10.03.2023 17:39:35

40

Когда Ёситомо Минамото проиграл битву он бежал, к своим потомственным вассалам "воины восьми земель" , в Восточные земли. Но не добежал, его перехватили и голову его разместили не случайно на восточных воротах.
А Ёритомо (его сын) был сослан — в край Идзу, что как-раз в Восточных землях. (про восточную орду) а орда потому что были диковатые, не платили налоги, поднимали мятежи и власть там не имела твердой опоры.

Gleb
Санкт-Петербург
10.03.2023 17:59:27

41

Nigma, [38] вы еще раз правы, эти словоблудия и намеренное непонимание, о чем речь, будет водить нас по кругу. Все, к чему бы не прикоснулась наша ондатра, все превращается в монологи о синто.
А мы все хотим почему-то о садах.

матрона
Москва
10.03.2023 17:59:52

42

ондатра, Однако немного отвлеклись, хотя и с пользой, хорошо что садоводы-практики подхватили нашу дискуссию.
Joko-ji - заинтриговал. Говорят, он был построен Тайрой Кагэкиё, Если это так, то сад был создан в конце периода Хэйан, 1150-1160 гг.?
Известно что Кагэкиё был сыном Фудзивара-но Тадакиё, однако был принят кланом Тайра (усыновлён) и верно служил ему всю оставшуюся жизнь, в преданиях он известен как Тайра-но Кагэкиё. Он также засветился в знаменитом эпосе "Повесть о доме Тайра". От такого видного самурая, сад несомненно впитал бы черты его характера.
Сад впечатляет каменной историей, особенно в правой его части. Два высоких камня, что могут представлять? Их повествование о первых основателях или что-то иное? И хоть мне нравится как он выглядит с азалиями, но и можно представить его вполне без них. (в смысле что кустарник появился позднее).

Gleb
Санкт-Петербург
10.03.2023 18:54:50

43

ондатра, [35] а есть ли где в мире, что либо похожее на китайские сады, как думаете? Ещё интересно, как Вы относитесь к географическому детерминизму?

Элисса
Москва
11.03.2023 08:33:16

44

Немного не по теме, но по-моему это интересно.
Случайно наткнулась на такую информацию -

Until the Edo period, in Zen temples (Rinzai, Soto, and Obaku), the Hojo south Garden was a place to perform important ceremonies, and it was not allowed to build stones.It was not.However, Ishin Suden, who had Enshu KOBORI, a garden designer who was also known as a tea master of the Edo bakufu (Japanese feudal government headed by a shogun) build gardens such as the Konchi・in Temple in Nanzen-ji Temple, said, "The garden of Konchi-in Temple in Nanzen-ji Temple is the most beautiful garden in the Edo period."In 1619, when he became the highest position in the Zen sect temple, this rule disappeared and gardens were built one after another in the south garden of the Hojo (abbot's quarters).For this reason, there are many simple gardens such as gardens with only white sand in the south garden of the hojo (abbot's quarters) of Zen temples.

В двух словах - до периода Эдо, на площадках к югу от дома настоятеля дзенского монастыря не разрешалось устанавливать камни, так как эта территория использовалась для важных церемоний. Но в начале Эдо Ishin Sūden, важная фигура для сегуната Токугавы (цитата из Вики ниже) попросил Кобори Энсю сделать сад в Konchi-in, (и также Энсю сделал сад настоятеля в Nanzen-ji), красота сада покорила Ishin Sūden, и как только он занял высокий пост, запрет на строительство садов был снят.

(Ishin Sūden (以心崇伝, 1569–1633) also known as Konchiin Sūden, was a Zen Rinzai monk and advisor to Tokugawa Ieyasu, and later to Tokugawa Hidetada and Iemitsu on religious matters and foreign affairs. He played a significant role in the initial development of the Tokugawa shogunate).

Я про такой запрет не знала (возможно это обсуждалось, или общеизвестно, но для меня было новостью), теперь мне понятно почему в период Эдо как-то сразу и внезапно появилось много сухих садов именно такого типа и формы.
Автопереводчик с японского труднопонимаем, так что я могла неправильно все понять, но вроде похоже на правду.
{228244} {228243} {228242} Nanzen-ji
{228241} {228240} {228239} {228238} Konchi-in

ондатра
Москва
12.03.2023 17:37:13

45

[43] Элисса, приветствую! какие китайские сады, какая такая их особость, когда там нет ками?

Нам предлагается новый научный метод, который называется бездоказательный. По отношению к проблеме синтоизма в японском саду он применяется очень просто: все сады, где есть камень-дерево, все это уже однозначно синтоизм, потому что я верю, что это так. И неважно природный ли это объект, или создан человеком.


[21] Ками, через обилие массивных камней, приглашаются в сады.
[32]"за спиной" каждого камня стоит ками, вне зависимости от того, что еще этот камень обозначает, символизирует, и как он (камень) используется.
[37]Синтоизм это вера в то, что каждый камень, дерево и т. д. обладает ками. Вот если в саду есть камни и деревья, то они и есть "синтоизм в саду".

Желание видеть в каждом камне-дереве ками обрубает всякие попытки применить логику и знания. Не доходит до сознания, что если камень-дерево поставлен-посажен рукой человека, то ками не могут появиться там в принципе, поскольку они (камень-дерево) - это тогда только вместилище ками, когда природой, а не человеком созданы, и именно по этой причине - для охранения от посторонних сил (человека тоже и прежде всего) - они обвязывается симэнавой.

В голову не приходит обратить внимание на то, что для обозначения границ ками человек придумал тории. И почему-то именно в садах люди избегают делать тории. Не потому ли, что сад это не то место, куда вхожи ками в прямом смысле слова? Но задаваться вопросами и сомневаться - это метод иного подхода к науке, а здесь все просто.

Понимания того, что сад это произведение искусства со своими законами, нет.
Точно так же не осознается то обстоятельство, что как в случаях с буддизмом или даосизмом, в саду артефакты от синтоизма требуют переосмысления в виде символов, метафор, митатэ. При таком подходе трудно признать, что коль скоро именно этого мы не наблюдаем, или наблюдаем редко и в весьма ограниченных объемах, следует сделать вывод по крайней мере о том, что мы не владеем всей полнотой информации, чтобы утверждать о наличии в Японии сложившихся садовых форм в стиле синтоизма. Как бы странно и парадоксально это ни звучало.

матрона
Москва
13.03.2023 10:17:25

46

[44] Очень интересная информация про запрет на устройство садов, ввиду после снятия оного, и их появление в других храмах, не знал об этом. Однако сады достаточно экономно использовали пространство, видно что оставили место и для важных церемоний. И пустота никуда не делась.

Gleb
Санкт-Петербург
11.10.2023 09:19:08

47

Сад, найденный во время археологических раскопок. Сад принадлежал самурайскому военачальнику эпохи Муромати. Никаких растений реставраторы сажать не стали, восстановили только структуру - пруд и расставленные камни. Что интересно, археологи не нашли никаких признаков того, что пруд заливали водой (не было ни заливных, ни переливных труб, ни специального уплотнения дна для удержания воды), поэтому пруд оставили в варианте "сухого пруда", хотя в период дождей он на некоторое время наполняется водой. Если реставраторы не ошиблись, и это действительно был сухой пруд, то это совершенно потрясающе - сухой сад в эпоху Муромати. Причем, если посмотреть на совсем небольшое пустое пространство вокруг пруда и каменных композиций, то понятно, что и растений там (в момент создания сада) в принципе было немного. Вероятно, во влажный сезон, когда все было зеленым, и в пруду была вода, сад выглядел мягче, и даже слегка напоминал об ушедшей утонченности Хэйанской эпохи, но сухой зимой это было уже совсем другое место, почти предшественник аскетичных сухих садов. Разумеется с натяжкой, но все же. Посмотрите снимки по ссылке, необычно видеть чистые формы, и очень красиво.
https://hida-bunka.jp/asset/emashi/
(не могу зайти в свой фотоальбом, поэтому только ссылка)

ондатра
Москва
15.10.2023 18:45:46

48

к [47]
{229322}

ондатра
Москва
15.10.2023 19:07:20

49

Еще несколько садов эпохи Муромати. Изумительные каменные композиции, заимствованные виды, мох, старые деревья. Древность.

Сады Хосокава Такакуни ((细川高国), канрея сегуна Асикага Еситанэ. 

The Former Genjoin Garden(旧玄成院庭園)
https://oniwa.garden/kyu-genshoin-temple-garden/
{229331} {229330} {229329}
Kitabatake-uji-kan Ruins Garden (北畠氏館跡庭園)
https://oniwa.garden/kitabatake-shrine-garden-北畠氏館跡庭園/
{229332}
Kyu Shurin-ji Temple Garden (旧秀隣寺庭園)​​​​​​​
https://oniwa.garden/kyu-shurinji-temple-旧秀隣寺庭園/
{229335} {229334}​​​​​​​

Сады клана Асакура (一乗谷朝倉氏庭園)

Suwa-kan Ruins Garden(諏訪館跡庭園)​​​​​​​
https://oniwa.garden/asakura-suwa-garden-諏訪館跡庭園/
​​​​​​​ {229327}
Yudono-ato Teien Garden (湯殿跡庭園)
https://oniwa.garden/asakura-yudono-garden-湯殿跡庭園/
{229326} {229325} {229323}
Nanyo-ji Temple Ruins Garden (南陽寺跡庭園)
https://oniwa.garden/asakura-nanyoji-garden-南陽寺跡庭園/
{229333}

В качестве комментария приведу две цитаты.

 «... именно камни обладают наиболее выявленными магическими возможностями. Садовые камни играют роль оберега по отношению к самому хозяину, растениям и живности, населяющей пространство сада, – рыбам и птицам.
В связи со значением, которое придавали камню, известные камни «с историей» имели статус сокровища, они могли переходить из рук в руки и становиться показателем обладания властью. Так, сёгун Асикага Ёсимаса (...) известен тем, что при обустройстве своего сада он часто конфисковывал чужие садовые камни. Известна также история камня под названием «Фудзито». До 1569 г. он находился в усадьбе Хосокава Удзицуна (1514–1564), военачальника (...), а в 1598 г. камень конфисковал Тоётоми Хидэёси. Это произошло в тот момент, когда он находился на вершине своего могущества. Таким образом, обладающий властью обладал и камнем.» А. Мещеряков. Terra Nipponica: Среда обитания и среда воображения.​​​​​​​


(в период Камакура-Муромати происходит) «... переход от чувственного восприятия пейзажных композиций к духовному восприятию — внутреннему диалогу между человеком и садом...»  С. Мостовой. Эволюция японского сада в контексте национальной истории.

Еще раз хочу сказать, что мой выбор садов продиктован их историчностью, сохранностью именно того, что было создано в эпоху Муромати.
Если открыть ссылки (или посмотреть другие аутентичные сады этой эпохи), то можно увидеть, что в это время происходило зарождение двух направлений - "прогулочного" сада, развитием которого стали сады дайме эпохи Эдо, и сада "каменных композиций", предшественника сухих садов дзенских монастырей​​​​​​​.
Можно найти и более знаменитые сады, возможно и более красивые, но те, что я выбрала, потрясли меня своей "самурайской" прямотой, сдержанностью и мощью.

ондатра
Москва
15.10.2023 22:24:00

50

Еще один сад в копилку сухих садов эпохи Муромати. Сухой водопад, гравийное сухое озеро. Характерная для садов этой эпохи суровость и масштабность композиций. Исидатэсо (монахи устанавливающие камни), а именно они занимались созданием каменных композиций в садах этого времени, пользовались заслуженным уважением, некоторые из них были настоящими знаменитостями. Свои диалоги с камнем они превращали в философские беседы камней со зрителями. С теми, кто умеет смотреть и слушать.
Fuseyama Fukuda-ji Temple (布施山 福田寺)
{229340} {229339}
https://oniwa.garden/fukuden-ji-temple-garden-福田寺庭園/

ондатра
Москва
16.10.2023 10:53:33

51

Про Реандзи. Сухой сад Реандзи, в том виде как он выглядит сейчас, несомненно шедевр искусства. Однако надо понимать, что еще в 18-ом веке, на гравюре изображающей этот сад, не было никакой гальки, так же как и не было одной из боковых стен (вместо нее была открытая галерея), и более того, среди камней ходили (!). То есть это были просто камни, расставленные на земле или на моховой поверхности. Возможно было немного похоже на сад в Shinju-an {229348} (предположительно, автор Мурата Дзюко). И кстати веранды, с которой сейчас обозревается сад, тоже не было. Знаменитый современный садовый мастер Накане, проведя некоторые исследования, пришел к выводу, что этот сад (сад камней) был создан в начале периода Эдо, а в эпоху Муромати в этом месте был пруд (впрочем, это мнение оспаривается). 
В любом случае, в эпоху Муромати камень играл главные роли в садах, и наряду с масштабными композициями в «клиентских» садах, монахи создавали камерные шедевры в своих монастырях. Можно предположить, что многие из таких садов просто не сохранились.

ондатра
Москва
17.10.2023 23:45:08

52

к "... история камня под названием «Фудзито». До 1569 г. он находился в усадьбе Хосокава Удзицуна (1514–1564), военачальника (...), а в 1598 г. камень конфисковал Тоётоми Хидэёси..."
большой вертикальный камень, тот самый знаменитый  Fujito (藤戸石)
{229349}
в саду Хидэеси Sanpo-in (三宝院庭園), за прудом на холме
{229353}

ондатра
Москва
18.10.2023 19:28:20

53

Традиционная, «классическая» форма сухого сада появилась в дзенских монастырях, однако С. Мостовой («Эволюция японского сада») приводит замечание японского ученого И. Синдзи о том, что сады карэсансуй не следует называть садами Дзэн, так как они были сосредоточены лишь в монастырях секты Риндзай (Мусо Сосэки был настоятелем нескольких монастырей этой секты), в монастырях секты Сото подобных садов не было.
Также важно понимать, что сады карэсансуй совмещали как буддистские, так и даоские символы, а также идеи китайской геомантии и теории пяти элементов. И разумеется колоссальным было влияние китайской живописи суньской эпохи.
А. Мещеряков (говоря о монастырских сухих садах) замечает -
«Анализируя сад камней, следует помнить, что для своего времени он был лишь одной из возможных моделей природы, такие сады не были распространены широко, а свою роль представителя «японского сада» сад камней приобрел лишь в XX в. в связи с попытками «назначить» дзэн-буддизм кладезем премудрости японского народа. Кроме того, важно отметить следующее обстоятельство. Сады камней не существуют сами по себе. В самых известных ныне сухих садах (Рёандзи, Дайсэньин) помимо садов камней имеются и «нормальные» сады, с настоящими деревьями, прудом, водными потоками.»

Идея сада, как идеальной (окультуренной через поэзию и живопись) модели природы, надежно изолированной от природы «дикой», сада как ритуально-магической среды, залога благополучия и долголетия в этой жизни, и возможно «теплого места» в другом мире, характерна для традиционной японской культуры.​​​​​​​
Наряду с сезонной изменчивостью ( «правильному» чередованию сезонов придавалось сакральное значение), в тревожные времена приобрела важное значение идея вечности, а что, лучше чем камень, может выразить эту идею
.
- Татибана-но Тосицуна в своем трактате «Сакутэйки» рассказывает о садах, где господствует идея вечности. Именно поэтому основным элементом такого сада является камень. Теоретической основой «сада вечности» являются китайские геомантические идеи. (А. Мещеряков)​​​​​​​
- По трактату «Горы, воды и равнины» («Сансуй нараби-ни якэй дзу», автор неизвестен, предполагается, что текст был составлен в период Камакура) хорошо видно, как на китайскую геомантическую картину мира накладывается картина мира буддийская. Прямое влияние буддизма на автора трактата видно в таких композициях камней, как «триада будд» и «двухчастная мандала». Другие камни часто имеют два названия – геомантическо-китайское и буддийское. (А. Мещеряков)​​​​​​​

ондатра
Москва
22.10.2023 21:27:53

54

Gyorakuen garden 藤江氏魚楽園

Небольшой сад, созданный Сэссю. На момент возвращения Сэссю из Китая в Японии шла война годов Онин (Onin War), Киото, родной город Сэссю, был разрушен, и Сэссю несколько лет жил в провинции Тагава. Там он и создал этот частный сад. Скорее всего это была усадьба мелкого феодала, но точных данных пока не нашла. 
Сад стал выражением чувств художника, беспокойства из-за войны, пожелания мира. Утопическая мечта, чудесный сон среди хаоса мира, несколько взмахов кисти на белом холсте реальности...
Название Fish Paradise сад получил позже, в период Эдо.

https://photos.app.goo.gl/ZdCWBg6rKtPYzMvx6

Сэссю (яп. 雪舟 Сэссю:, 1420 — 8 августа 1506) — японский художник и дзэнский монах периода Муромати, мастер монохромной живописи тушью (суйбокуга или суми-э).

https://oniwa.garden/fujie-shi-gyorakuen-garden-藤江氏魚楽園/
https://gyorakuen.jp/about/

ондатра
Москва
27.10.2023 11:37:37

55

Toji-in Temple был основан Ashikaga Takauji, первым сегуном Муромати  bakufu (военное правительство сегуната), в 1341 году.
Один из садов, с прудом Shinji Ike,  был создан (предположительно) Musō Soseki, по приглашению сегуна. Очертания пруда в форме сердца, деликатные формы островов журавля и черепахи, общая атмосфера, очень похоже на стиль великого мастера.
Второй сад, с прудом Fuyo-ike, производит совсем другое впечатление, его создание относят к 1457 году, когда храм реставрировался к столетию смерти  Ashikaga Takauji. Главный зал (Hojo) был построен в 1616 году, но сад существовал раньше. Чайный дом на вершине холма с видом на пруд и сад скорее всего был построен в год реновации храма. И тут такая интересная история — раньше было два чайных домика. один в 4 с половиной татами, и вплотную к нему домик в 2.5 татами. И вот 4.5 татами чайный домик вполне мог быть построен самим Мурата Дзюко, который был советником Асикака Есимаса (хотя с этим тоже не все источники согласны), и к тому же считается, что именно Дзюко начал строить чайные хижины в 4.5 татами.
К сожалению, недавно этот чайный дом был ликвидирован, и сейчас остался только один домик, который реставрировался настолько часто, что его изначальный внешний вид и время создания вообще не понятны.
Сам сад разумеется совершенно не похож на чайный сад, это довольно типичный сад эпохи Муромати, с прудом и каменными композициями (и даже не смотря на многократные разрушения и восстановления основа все равно понятна), но сама идея строительства чайного дома «в горах», в удалении от мирской суеты, уже проглядывает.
Сад с чайным домом -
https://photos.app.goo.gl/hCgETaJpTE9b1gRKA
Остальное можно посмотреть здесь -
https://oniwa.garden/tojiin-temple-garden-等持院庭園/

ондатра
Москва
27.10.2023 17:07:10

56

Атмосферный сад, и почти неизвестный. Автор — монах Сэссон, поклонник (возможно ученик) Сэссю. В некоторых источниках авторство приписывают Сэссю. Сказочное ощущение потерянности во времени. Кажется здесь живут только призраки ушедшей эпохи.
https://photos.app.goo.gl/TkTi9PqQJ22QrF1x5

https://oniwa.garden/hikosan-kenyoubou-garden-顕楊坊庭園/
https://romitou.hateblo.jp/entry/雪舟の旧亀石坊庭園、旧政所坊庭園、英彦山神宮

ондатра
Москва
29.10.2023 14:10:58

57

Монастырский сад эпохи Муромати, меня поразила история его основания.
Tamekuni Kikuchi (菊池為邦) был главой клана, участвовал во многих сражениях, достиг высокого положения. Из-за попытки спасти (вопреки приказу сегуна) друга, самурая другого клана, клан Тамекуни лишился своих земель и сильно ослаб. Младший сын Тамекуни решил пойти против отца и Тамекуни приказал старшему сыну убить младшего. После этого Тамекуни передал бразды правления старшему сыну, и постригся в монахи. Ему тогда было 37 лет. Тамекуни основал монастырь Хэкиганджи и создал сад. Оставшуюся жизнь Тамекуни посвятил изучению Хэкиганроку  碧巌録 ( Hekiganroku), и стал преподавать этот текст самурайским командирам.
Структура сада основана на историях Хэкиганроку, и несмотря на компактный размер композиции, все главные камни сада — молельный камень, камень-карп, камни водопада —  обладают ярко выраженным «лицом». Интересен маленький наклонный камень перед водопадом (виден на первой фотографии, совсем крохотный камень в воде), предполагается, что это «птица с цветами, нырнувшая в водопад», эта деталь из коанов Хэкиганроку редко встречается. Подобная проработка деталей напоминает о том. что этот сад был учебной площадкой, местом преподавания коанов. Очень суровый и сдержанный сад. Ничего лишнего, никаких «мирских» украшений. Сад самурая, потерявшего все в жизни, и нашедшего себя в дзенском монашестве.
Сейчас храм в плохом состоянии, главный зал (на фото перед прудом) даже не имеет бумаги на седзи, но сад был бережно отреставрирован.

https://photos.app.goo.gl/psL7ju22Kye2o6yG9


The Blue Cliff Record (Chinese: 碧巖錄 ( Bìyán Lù), Japanese: 碧巌録 ( Hekiganroku) is a collection of Chan Buddhist kōans originally compiled in Song China in 1125, during the reign of Emperor Huizong, and then expanded into its present form by Chan master Yuanwu Keqin (1063–1135; Japanese pronunciation: Engo).​​​​​​
«Нефритовая книга» (碧巌録, «Хэкиганроку») – буддийский трактат (пропитанный даосскими легендами и даосской философией), написанный в Китае. Основную часть трактата составляют дзенские коаны.

https://oniwa.garden/hekiganji-temple-garden-碧巌寺庭園/

ондатра
Москва
12.11.2023 19:37:08

58

Добавлю ссылку на коаны Хэкиганроку. Своеобразное чтение.
https://bigmind.org/resources/Documents/Hekiganroku.pdf

ондатра
Москва
12.11.2023 19:43:43

59

Храм Myoki-an был построен между 1492 и 1501 годами, и известен он в основном тем, что на его территории находится чайный дом построенный Сэн-но Рикю. Единственный чайный дом Рикю, сохранившийся до наших дней. 
По одной из теорий, этот домик в два татами Сэн-но Рикю построил лично для себя, в своей усадьбе, а на территорию храма дом был перенесен после смерти Рикю, и сад был создан по образцу того, что сделал Рикю. Также есть версия, что чайный дом был перенесен в храм при жизни Рикю, и что сам Рикю создал прилегающий сад. 
Именно в этом чайном домике Сэн-но Рикю проводил церемонии для Тоетоми Хидэеси (Toyotomi Hideyoshi 豊臣 秀吉), и для такого гостя Рикю был вынужден сделать с одной стороны вход побольше, поскольку Хидэеси не мог оставаться без оружия, а с мечом в лаз не пролезешь.
https://photos.app.goo.gl/fchLRNB6ko24w95K9
https://en.wikipedia.org/wiki/Tai-an
Необычайно интересная статья (на англ.), вообще-то про окна, но на самом деле проясняет очень многое и про чайные дома Сэн-но Рикю, и про его философию чая. 
https://madoken.jp/en/series/4316/
Ссылка про Myoki-an Temple.
https://www.japanesewiki.com/shrines/Myoki-an%20Temple.html

ондатра
Москва
25.11.2023 19:05:18

60

Сад, связанный с именем Сэн-но Рикю.
Храм 黄梅院 Obai-in, основан в 1562 году, по приказу  Oda Nobunaga, а после его смерти Toyotomi Hideyoshi попросил Сэн-но Рикю создать сад. ​​​​​​​
(Вообще вокруг храма несколько садов, но в моем альбоме только сад Рикю).
Сад необычен тем, что это одновременно и сад с каменными композициями (вероятно дань вкусам высокопоставленного патрона), и в то же время, чайный сад, со мхом, пошаговой дорожкой, волшебным ощущением изолированности от мира. Тема мостика, перекинутого через ручей (настоящий или сухой), часто встречается в чайных садах, как аллюзия на горные ручьи, которые пересекали отшельники по пути к своим хижинам.
https://photos.app.goo.gl/RhH2J3coAFRjHSMG6

https://oniwa.garden/oubaiin-黄梅院/
https://samurai-archives.com/wiki/Obai-in
https://kyotoshunju.com/temple-en/daitoku-ji-oubai-in-zen-temple/
https://www.japanesewiki.com/shrines/Obai-in%20Temple.html

ондатра
Москва
25.11.2023 21:31:32

61

Хотела придерживаться временнЫх рамок, но позволю одно отступление.
История храма Райго-ин восходит к эпохе Хэйан, его основатель — знаменитый Kobo Daishi (Kukai), а в последующие эпохи храм был под защитой и покровительством таких знаковых фигур японской истории как  Nobunaga Oda and Maeda Toshiie, Hideyoshi TOYOTOMI and Ieyasu TOKUGAWA.
Но сад, о котором пойдет речь был создан гораздо позднее, в середине периода Эдо, самураем Kuranosuke OISHI. Даже если это имя звучит незнакомо, история этого человека знакома всем. Это лидер 47-ми ронинов, самураев, отомстивших за смерть своего сюзерена, и совершивших ритуальное самоубийство.
Во время подготовки мести, Kuranosuke Oishi жил в храме Райго-ин, и там он построил сад и чайный дом, в котором встречался со своей группой для обсуждения плана.
Он знал, что ему придется умереть, они все были к этому готовы, и этот сад — то, что останется после него.​​​​​​​

https://photos.app.goo.gl/Po5wSoUvrhqnsKcx9

Удивительным образом, этот сад, созданный столетием позже смерти Сэн-но Рикю, воплощает истинный дух родзи-нива. Когда теряет значение вся мирская суета, власть, почести, одобрение и похвала окружающих, когда нет желания украшать и заботиться об изяществе и элегантности формы, остается лишь подлинная «сущностная» красота. В свое время, поэт-монах Синкэй (1406-1477) определил такую истинную красоту термином кокоро-но эн (очарование сердца), а Такэно Дзео использовал наречие сиорасику (от глагола сиорэру -вянуть, сохнуть, блекнуть).
Имеется в виду, что подобная (настоящая) красота не постигается глазами, очарование (и русское слово «чары» прекрасно передает эту идею) исходит из глубин сердца, и только сердцем его можно уловить.

По ссылкам много информации и снимков, про храм и сад, разные интересные детали.
https://kyotofukoh.jp/report362.html
https://oniwa.garden/sennyu-ji-temple-raigoin-garden-泉涌寺来迎院庭園/ 

Можно «погулять» по саду, некоторые виды лучше, чем на фотографиях.
https://www.google.com/maps/@34.9789587,135.7806886,2a,75y,5.81h,80.59t/data=!3m6!1e1!3m4!1sB23u5d99xw57Z2aJAjF9aA!2e0!7i13312!8i6656?hl=ja


https://en.wikipedia.org/wiki/Chūshingura
https://ja.wikipedia.org/wiki/来迎院_(京都市東山区)
https://ja.wikipedia.org/wiki/大石良雄

ондатра
Москва
25.11.2023 23:19:21

62

Чайный сад и чайная комната Rinkaku созданные Sen no Shoan (千少庵), сыном Сэн-но Рикю. Интересно, что с этого чайного домика началось возрождение чайной традиции и школы Сэн-но Рикю после его сэппуку.
https://www.japanesewiki.com/person/SEN%20no%20Shoan.html (про Sen no Shoan)
Сад и архитектура периода Адзути-Момояма. Несмотря на то, что комната переносилась, а сад восстанавливался, считается, что это достаточно аутентичный вариант. Хотя место популярное, туристическое, и в силу этого выглядит все как-то слишком чистенько и прилизано.
https://photos.app.goo.gl/dfTb5LKmFFiGk57N8 

https://garden-guide.jp/spot.php?i=rinkaku (подробно про сад, хорошие объяснения)
https://www.tsurugajo.com/tsurugajo/rinkaku/#enjoy (история чайной комнаты Ринкаку)
https://www.tsurugajo.com/tsurugajo/park/ (про замок, на территории которого расположен чайный сад)
https://www.google.com/maps/d/viewer? (план-карта всей территории замка)

https://en.wikipedia.org/wiki/Aizuwakamatsu_Castle

ондатра
Москва
26.11.2023 12:59:50

63

https://www.japanesewiki.com/person/SEN%20no%20Shoan.html
ссылка про сына Рикю

https://photos.app.goo.gl/dfTb5LKmFFiGk57N8
снимки сада

ондатра
Москва
26.11.2023 13:08:33

64

Toyotomi Hideyoshi (豊臣 秀吉, 17 March 1537 – 18 September 1598), происходивший из крестьянской семьи, добился высочайшего положения, став вторым великим объединителем Японии после Ода Нобунага. Среди наследия  Toyotomi Hideyoshi есть сад, в создании которого он принимал личное участие.
Sanpo-in Garden (三宝院庭園) был спроектирован Тоетоми Хидэеси для проведения праздника "Daigo no Hanami" (Cherry blossom viewing in Daigo) в 1598 году. Сад создавал kawaramono (河原者) Kentei, который впоследствии работал с Enshu Kobori.
Надо сказать, что к этому времени каварамоно (представители низкого класса, занимавшиеся тяжелой физической работой и часто жившие на берегах рек) уже получили признание в качестве мастеров ландшафтных работ. И если в прежние времена для установки камней приглашались монахи-исидатэсо (и это был сакральный и ритуальный процесс), а создание сада подчинялось сложным правилам геомантии и религиозной символики, то теперь «дизайном» занимались владельцы сада (если хотели), а работы выполняли каварамоно, которые фактически стали профессиональными садовниками (в широком смысле). Естественно, на первый план вышла чисто внешняя сторона, эстетическая привлекательность, демонстрация вкуса, положения и финансовых возможностей хозяина сада. 
Вся привычная символика (буддийские триады, острова-символы, водопады и т. п.) присутствует, но как-бы уже и не имеет внутреннего смысла и значения, являясь просто красивым элементом ландшафтного дизайна.
В книге Gunter Nietschke  «Japanese Gardens» приводятся слова M.Shigemori — «..from Momoyama times on gardens are designed by humans for humans..» (начиная с периода Момояма сады создавались людьми и для людей).
Возвращаясь к Санпо-ин. Это довольно характерный сад того времени — удлиненный пруд красивой формы, с островами, соединенными мостиками, горы-холмы на заднем плане, водопад. Хидэеси перенес в этот сад много камней из своей прежней резиденции, и собрал коллекцию со всей страны. Есть на что посмотреть, почти каждый камень в этом саду уникален. Сад очень декоративен, действительно «представительский» сад, вполне соответствующий статусу владельца. 
Помимо основной части вокруг пруда, здесь имеется небольшой, но изысканный, моховой сад, и простой чайный домик-соан.
https://photos.app.goo.gl/ckFe4LsomMpVhHcZ6

Несколько дополнительных снимков -
общий вид -
https://flic.kr/p/7pZtc5
зима - 
https://flic.kr/p/2n1Nqbx
чайный домик - 
https://flic.kr/p/2mN8DZ7
моховой сад -
https://flic.kr/p/2mN1bHv

https://oniwa.garden/daigoji-temple-sanpoin-garden-醍醐寺三宝院庭園/​​​​​​​
https://garden-guide.jp/spot.php?i=sanpoin

ондатра
Москва
26.11.2023 22:07:21

65

Еще раз вспомнила два самурайских сада эпохи Муромати.
https://photos.app.goo.gl/rKXLaKxz53Btef4X9
После этих видов и композиций, сад Сампо-ин показался мне каким-то «игрушечным», здесь нет ни капли мощи, искренности и энергетики садов предыдущей эпохи. Слишком «правильные» виды, слишком «красиво».
Субъективное мнение, разумеется.
Но я нашла несколько садов периода Момояма — начала Эдо, которые вполне могут поспорить с лучшими самурайскими садами прежних эпох.

Для начала, очень известный сад храма Awa Kokubunji (阿波国分寺).
https://garden-guide.jp/spot.php?i=awa-kokubunji
И сады, созданные самураем Soko Ueda, busho (военный командир) времен конца Момояма.
Сад при замке Токусима -
https://photos.app.goo.gl/obcNLNeVfyVe8HtLA
https://garden-guide.jp/spot.php?i=tokushima_castle
Сад при замке Нагоя -
https://photos.app.goo.gl/v9UjqmAsrgjfzgGm8
https://oniwa.garden/nagoya-castle-ninomaru-garden-名古屋城二之丸庭園/

ондатра
Москва
27.11.2023 22:57:31

66

Сад Anyoin Garden 安養院庭園 при монастыре Anyo-in Temple (sub-temple of Taisan-ji Temple of the Tendai sect). Сад создан в период Адзути-Момояма, и его каменная композиция просто отличное учебное пособие, чтобы понять все детали. Очень компактно и наглядно, все элементы хорошо видны. По ссылке хорошие объяснения.  
https://garden-guide.jp/spot.php?i=anyouin

Очень известный сад, созданный (предположительно) перед самурайской резиденцией, возможно для сегуна Yoshiaki ASHIKAGA,  , сейчас сад относится к Matsuo-jinja Shrine (松尾神社庭園).
Впечатляющий сад. Время создания — начало Момояма, но по ощущению напоминает сады периода Муромати.
https://garden-guide.jp/spot.php?i=matsuo

Сравнивая эти два сада, я определенно отдам предпочтение саду Матсуо. Видимо меня так впечатлили архаичные сады времен Камакура-Муромати, что мне сложно проникнуться новыми тенденциями. Буквальность в изображении символических объектов убивает глубинную суть, не оставляя простора для воображения. Нет места для диалога, для внутренней работы по постижению смысла и сакрального значения предлагаемой темы.

ондатра
Москва
28.11.2023 18:46:34

67

Gyokusen-en Garden (玉泉園). Сад создавался на протяжении нескольких поколений самурайской семьи Wakita, начало-середина Эдо.
Уникальность сада в том, что это один из всего шести (иногда называют другое число) японских садов, созданных по мотиву картины 玉澗樣山水三段瀧圖 (Пейзаж с каскадным водопадом  (художника) Юйцзяня).​​​​​​​
(段瀧圖 Dan taki-zu каскадный водопад)
Yu Jian (玉澗) — китайский монах и художник времени династии Южная Сун, про которого мало что известно, поскольку этим именем подписывались несколько человек (кто из них «тот самый» Юйцзянь, не знает никто). Этого художника называют «самым чаньским (в японском варианте — самым дзенским) художником своей эпохи». Его живопись поистине дзенская. Феноменально отрешенная от реалий видимого мира, намек, фантом, иллюзия, постигаемая лишь внутренним зрением. Последняя картина по ссылке — 廬山瀑布 (Горы Лушань поток водопада), видимо как раз и есть упомянутый пейзаж — 
https://photos.app.goo.gl/jogCHt6sxWQs2t8S6
Горы Лушань (廬山), знамениты своими водопадами и туманами. Фото гор Лушань (там есть одна картина, но это не Юйцзянь, и совсем другой стиль) по ссылке -
https://photos.app.goo.gl/PbUigk3xSoaMFgjF9
Эти горы вдохновляли не только Юйцзяня, этим горам посвящен целый пласт китайской поэзии и живописи. 
Одно красивое стихотворение —
李白 Li Bai (больше известен как Ли Бо): 望廬山瀑布 (Думы о водопаде гор Лу)
  日照香爐生紫煙
  遙看瀑布掛前川
  飛流直下三千尺
  疑是銀河落九天

Purple mists rise from the Incense Burner Peak in the sun;
Waterfall seems to hang above the stream, seen from far'way.
Straight down three thousand feet the white spraying torrent does run.
Descending from Ninth Heaven, could this be the Milky Way?
​​​​​
Образы китайской природы, преобразованные чаньскими поэтами и художниками в эфемерные сны, проникали в Японию. И сады были тем местом, где сны могли снова обрести плоть и кровь.​​​​​​​

Сады, созданные по мотивам картины Юйцзяня (Gyokukan-ryu Garden), должны были обладать следующими признаками -
Два искусственных холма
Водопад между камней
Каменный мост над верней частью водопада
Мост выполнен в стиле «пещера бессмертных»
Сад Gyokusen-en имеет все четыре признака.​​​​​​​
https://photos.app.goo.gl/ZkNyfm5LrTaEX6Nn6
К сожалению из-за пышной растительности видно плохо, но примерно понятно где холмы и водопад (это 東滝 Higashi Taki Восточный водопад), красной линией отмечен мост.
(Если вернуться к садам в предыдущих сообщениях, то конструкция водопада, моста и пещеры под мостом станет понятнее.)
Но этот сад очень хорош. Возможно из-за того, что в этом саду художественная тема не стала довлеющей и подавляющей идеей, а мягко вписалась в окружающую среду, позволив природе стать частью иллюзорного сна. Китайская тема понятна, но не бросается в глаза. Намек скрытый в тумане. Неочевидность. Фантом.
https://photos.app.goo.gl/JGPrZHa7xTGC4XMYA

Но это еще не все, в этом саду есть и совсем другие пейзажи, волшебные моховые поляны, чайная комната (созданная Senso Soshitsu, основателем Urasenke tea ceremony school), уникальный фонарь Орибэ. Несколько снимков, но по ссылкам внизу можно увидеть еще много интересного.

https://photos.app.goo.gl/DKARin6TXgXBuDrY8

​​​​​​​
https://gyokusen-en.net/en/history/
https://oniwa.garden/nishida-gyokusenen-garden-西田家庭園-玉泉園/
https://garden-guide.jp/spot.php?i=gyokusenen
https://ja.wikipedia.org/wiki/玉泉園
восточный водопад 東滝 Higashi Taki в горах Лушань (короткое видео)
https://www.youtube.com/watch?v=DkwxmcfrXdQ

ондатра
Москва
28.11.2023 22:14:03

68

Akada Family Garden (赤田氏庭園). Начало Эдо. Сад резиденции самурайского клана Акада.
Этот сад мне очень понравился. Вроде бы ничего необычного, но создан сад с большим вкусом и уважением. Пропорциональные холмы и пруд с водопадом. Очаровательная черепаха в пруду. Перед прудом красивое мощение. Атмосфера домашнего, интимного сада, для спокойного и вдумчивого разглядывания. 
При этом сад имеет глубокую философско-религиозную подоплеку. Плоский камень за островом черепахи — это лодка, а большой камень за лодкой символизирует Будду Шакьямуни, и согласно легенде, Шакьямуни предлагал своим последователям пересекать дорогу жизни на пути к Западной Чистой Земле (Рай Будды Амида) именно на лодке. Лодочный путь более легкий, позволяет избежать мирские страдания и соблазны, но доступен он только тем, кто имеет истинную веру, и сам готов отказаться от мира и сделать первый шаг к обители Амиды. Амиду символизирует самый большой камень в рокарии на заднем плане.
https://photos.app.goo.gl/Sdzu2sjEbSmr2pm9A

https://oniwa.garden/akada-shi-garden-赤田氏庭園/

ондатра
Москва
29.11.2023 18:31:33

69

[68] Случайно написала, что Амида - большой камень на заднем плане, но конечно Амиду символизирует камень на западном берегу, большой высокий камень в рокарии справа.

ондатра
Москва
29.11.2023 18:53:16

70

Chikurin-in Temple (竹林院). Сад Gunpoen 群芳園, созданный одним из образованнейших людей своего времени. Yusai Hosokawa ( 細川 幽斎) —  самурай, военный командир, дайме, поэт, каллиграф, переводчик и исследователь древней литературы, знаток Конфуцианской философии, мастер чайной церемонии (его учителем был сам Сэн-но Рикю).
В некоторых источниках авторство сада приписывают Рикю, но это странно. Сад (в каком-то виде) существовал с давних времен, но был основательно переделан специально к приезду Тоетоми Хидэеси на праздник Hanami в 1594 году. Сэн-но Рикю умер в 1591. Возможно Сэн-но Рикю принимал участие в начальной реставрации сада, но создателем окончательного варианта следует считать  Yusai Hosokawa.
Это место было (и есть до сих пор) чем-то вроде постоялого двора при монастыре. И многие знаменитые люди из  военной и культурной элиты любили здесь останавливаться.
Общие виды —
https://photos.app.goo.gl/RKrsPMovusBPkqRN8
Основой сада является пруд. Его внешний вид, укрепление берегов, и некоторые каменные группы несомненно напоминают об эпохе Муромати (и даже и более древних временах), но пруд явно переделывался в конце 16-го века.
Пруд — 
https://photos.app.goo.gl/DXtT5WzzZnrwvG8o9
Интересные детали, отдельные каменные композиции (в том числе очень необычные камни-острова), другие места сада — 
https://photos.app.goo.gl/xykYB5sAVYvDe8hW6
Конечно этот сад не несет большой философской нагрузки, это сад для любования и приятного отдыха, что неудивительно, поскольку горы Есино, где расположен этот сад, знамениты своими цветущими сакурами еще с древности. Очень поэтичный сад.  Yusai Hosokawa был ценителем культурного наследия прежних эпох, старинной поэзии и живописи, и как мне кажется, это проявилось в созданном им саду.

https://oniwa.garden/chikurinin-gunpoen-竹林院群芳園/
https://garden-guide.jp/spot.php?i=chikurinin-gunpoen

https://www.japanesewiki.com/shrines/Chikurin-in%20Temple%20(Yoshino%20Town).html
https://jpsearch.go.jp/gallery/ndl-aqa18gE8jME

ондатра
Москва
29.11.2023 21:55:39

71

Еще один сад созданный Yusai Hosokawa. Храм Конго-ин (Kongo-in Temple 金剛院) основан в начале эпохи Хэйан, великолепная пагода перестроена во времена Муромати.
Окружающая территория известна своими кленами, которые  Yusai Hosokawa специально высадил в большом количестве, чтобы предотвратить разрушение храма и сада.
https://photos.app.goo.gl/s7F2acLrHhRm7UFB7
Название сада 鶴亀の庭 (Сад Журавля и Черепахи). Черепаха мощная и выразительная, но журавль поистине потрясающий. На фото ниже два ракурса. Большой камень справа — это шея, крылья тоже хороши. Характерная для времени Момояма буквальность образов компенсируется великолепным подбором камней. Сильно и даже амбициозно (в хорошем смысле).
https://photos.app.goo.gl/NsUduxiRLfNSGyXW8

https://garden-guide.jp/spot.php?i=kongoin
https://oniwa.garden/maizuru-kongoin-temple-金剛院庭園/

ондатра
Москва
30.11.2023 14:40:52

72

Остров (Nushima Island), где расположен следующий сад, согласно легендам был самым первым островом, созданным синтоистскими богами. Об этом небольшая ссылка — 
https://japannews.yomiuri.co.jp/features/travel-spots/20230624-117991/
В двух словах — Идзанаги и Идзанами перемешали океан копьем, капли воды с копья загустели и образовали первый остров - Онокоро. Считается, что остров Nushima и есть этот самый Онокоро.
 

Ryutozan Jingu-ji Temple (龍燈山 神宮寺) (секты Сингон) был основан во времена эпохи Хэйан. Этот храм является семейным храмом клана Kajiwara (梶原) на протяжении всей истории клана. Изначально храм находился на вершине горы, рядом с синтоистским святилищем, но в начале периода Эдо храм был перенесен на нынешнее место, и в это же время был создан сухой сад. В этом саду удивительно абсолютно все. Во-первых, использованные камни — тонкие плиты, что очень необычно, а еще и поставленные вертикально под разными углами, такое вообще нигде не встречается вплоть до современности (а ведь это самое начало Эдо). Затем сама композиция — здесь есть и водопад (на одном из снимков обведен синим контуром), и при желании можно нафантазировать буддийскую триаду и даже лодку, но все эти элементы скорее абстрактны, чем иллюстративны (хотя водопад впечатляющий и «живой»). Автор композиции использует «рваную» фактуру и «первобытную» энергию камня для создания очень мощной атмосферы, не пытаясь рассказать историю или предложить символы для осмысления, но напрямую обращаясь к подсознанию зрителя. Как будто этот сад возник из Хаоса, в те времена, когда боги создавали японские острова, и эти плиты падали и вонзались  землю, образуя порядок и структуру. Но и это еще не все. Из-за того, что использованы тонкие плиты, сад меняет облик при изменении угла обзора, причем довольно радикально. Такой продуманный эффект обмана зрения (и сознания) —  изменчивость и текучесть общей картины, на контрасте с жесткостью и стабильностью самих камней. ​​​​​​​
Такая сложная художественная концепция сада кажется не принадлежащей к эпохе Эдо, но время создания сада достоверно, и более того, сад даже не подвергался переделкам или реставрации. Автор был гением, но увы, его имя неизвестно.
https://photos.app.goo.gl/uLagxo2Wg2hXacED9

https://oniwa.garden/nushima-jinguji-temple/
https://garden-guide.jp/spot.php?i=jinguji

ондатра
Москва
11.12.2023 00:07:41

73

Остров (Nushima Island), где расположен следующий сад, согласно легендам был самым первым островом, созданным синтоистскими богами. Об этом небольшая ссылка — 
https://japannews.yomiuri.co.jp/features/travel-spots/20230624-117991/
В двух словах — Идзанаги и Идзанами перемешали океан копьем, капли воды с копья загустели и образовали первый остров - Онокоро. Считается, что остров Nushima и есть этот самый Онокоро.
 

Ryutozan Jingu-ji Temple (龍燈山 神宮寺) (секты Сингон) был основан во времена эпохи Хэйан. Этот храм является семейным храмом клана Kajiwara (梶原) на протяжении всей истории клана. Изначально храм находился на вершине горы, рядом с синтоистским святилищем, но в начале периода Эдо храм был перенесен на нынешнее место, и в это же время был создан сухой сад. В этом саду удивительно абсолютно все. Во-первых, использованные камни — тонкие плиты, что очень необычно, а еще и поставленные вертикально под разными углами, такое вообще нигде не встречается вплоть до современности (а ведь это самое начало Эдо). Затем сама композиция — здесь есть и водопад (на одном из снимков обведен синим контуром), и при желании можно нафантазировать буддийскую триаду и даже лодку, но все эти элементы скорее абстрактны, чем иллюстративны (хотя водопад впечатляющий и «живой»). Автор композиции использует «рваную» фактуру и «первобытную» энергию камня для создания очень мощной атмосферы, не пытаясь рассказать историю или предложить символы для осмысления, но напрямую обращаясь к подсознанию зрителя. Как будто этот сад возник из Хаоса, в те времена, когда боги создавали японские острова, и эти плиты падали и вонзались  землю, образуя порядок и структуру. Но и это еще не все. Из-за того, что использованы тонкие плиты, сад меняет облик при изменении угла обзора, причем довольно радикально. Такой продуманный эффект обмана зрения (и сознания) —  изменчивость и текучесть общей картины, на контрасте с жесткостью и стабильностью самих камней. ​​​​​​​
Такая сложная художественная концепция сада кажется не принадлежащей к эпохе Эдо, но время создания сада достоверно, и более того, сад даже не подвергался переделкам или реставрации. Автор был гением, но увы, его имя неизвестно.
https://photos.app.goo.gl/uLagxo2Wg2hXacED9

https://oniwa.garden/nushima-jinguji-temple/
https://garden-guide.jp/spot.php?i=jinguji

ондатра
Москва
11.12.2023 00:08:37

74

К предыдущему сообщению [73] хочу немного добавить. Водопады в японских садах настолько привычны, что глаз их ищет и замечает в первую очередь, однако, в этом саду каменную композицию можно прочитать иначе.
В названии храма есть иероглифы 龍燈, что означает Драконий огонь или Пламя Дракона. Так японцы назвали огонь, появляющийся в океане прямо из воды (у этого явления есть реальные физические объяснения), и посчитали это огненным дыханием дракона, обитающего в океане. 
https://ja.wikipedia.org/wiki/龍燈​​​​​​​
Если теперь посмотреть на камни, то вместо водопада легко увидеть языки пламени (и возможно, другие камни изображают чешую дракона?). Я обрисовала пламя красным контуром, и получилось очень похоже. Для сравнения, изображение пламени на старинной иллюстрации.
https://photos.app.goo.gl/PoXywASbRuyqqjXV8
И опять же, зависит от того, с какого ракурса смотреть. Мастер устанавливал камни прислушиваясь к их внутренним «голосам», сталкивая их или отодвигая друг от друга, достигая баланса при очень высоком градусе напряженности.
Сильная вещь. Уверена, возможны и другие трактовки, каждый увидит что-то свое. 

ондатра
Москва
11.12.2023 12:28:27

75

Сады дайме, во множестве появившиеся в относительно спокойные времена сегуната Токугава 徳川幕府 (эпоха Эдо), как правило, являются садами прогулочного типа, с озером в центральной части. «Большим мальчикам»-дайме, лишенным возможности воевать друг-с-другом, пришлось искать другой способ демонстрации статуса. Садостроительство стало прекрасной политкорректной возможностью «померяться размерами».

Для примера я выбрала не самый большой и не самый известный сад, но в нем присутствуют все атрибуты типичного сада дайме — озеро с островами и сухамой, разнообразные пейзажи, чайные павильоны (в этом саду их пять), холмы, ручьи, мостики, и отличный водопад. Собственно, сады дайме представляли из себя набор всех элементов садов предыдущих эпох, но уже без особой философской «нагрузки». Сады стали просто ландшафтными проектами, ориентированными на то, чтобы произвести впечатление на посетителей. Не имею в виду ничего плохого (допустим сад, о котором пойдет речь, мне очень понравился), но все же в этих садах нет ни утонченной эстетики, ни магической тайны, ни суровой энергии. Все это осталось в прошлом.

Дизайн сада  Kiyomizu-en (清水園) связан с известнейшей темой — Восемь видов Оми. «Восемь видов Оми» – традиционный поэтический и художественный сюжет, посвященный изображению озера Бива в исторической провинции Оми.  А сама концепция «Восьми знаменитых видов» родом, как и многое в японской классике, из Китая. Именно там в период Сун (960–1279) возникла художественно-поэтическая традиция описания самых примечательных видов рек Сяо и Сян. В Японии их место в описаниях заслуженно заняло озеро Бива. 
Тема восьми видов Оми была очень популярна в японских садах разных эпох.

Канонические восемь видов Оми — 
Лодки возвращаются в Ябасэ (矢橋帰帆). Залив на восточной стороне озера.
Закат на реке Сэта (瀬田夕照). Длинный мост через реку Сэта. На заднем плане видна "Fuji of Ōmi" Mount Mikami.
Осенняя луна в Исияма (石山秋月). Храм Ishiyama-dera, на холме около реки Сэта, стоящий на скалах. Из хижины на вершине холма открывается вид на озеро и луну. 
Разгоняющий тучи ветер в Авадзу (粟津晴嵐). Сосновый лес.
Вечерний колокол в Миидэра (三井晩鐘). Храм Miidera построен в 8-м веке. Знаменит своим колоколом, одним из «Трех колоколов Японии». Два других в храме Byodo-in и Jingo-ji.
Ночной ливень в Карасаки (唐崎夜雨). Карасаки это небольшой мыс с одинокой большой сосной.
Дикие гуси, устремившиеся в Катаката (堅田落雁). Гуси, конечно, летают не всегда, но здесь есть небольшой храм и мостик.
Вечерний снег в Хира (比良暮雪). Горы Хира на западной стороне озера зимой покрыты снегом.
Два варианта живописной трактовки Восьми видов Оми — 
https://photos.app.goo.gl/S4WX8npLtbPprjZu5
https://photos.app.goo.gl/WJ8o4r13xcEnk19f7

Снимки сада (восемь видов придется поискать, не все из них очевидны, но сад вообще очень красивый) — 
https://photos.app.goo.gl/yBLsNpdR98TTGXyn6

Для угадывания восьми видов предлагаю подсказку. Если пройти по ссылке ниже, то в самом низу (в конце страницы, после текста) будет расшифровка видов (они обозначены на плане цифрами-иероглифами). По названиям мест можно понять где что расположено, и где какой вид, а потом поискать эти виды на фото (автопереводчик картинок так себе переводит, проще сравнивать иероглифические названия из списка выше).
http://hoppou-bunka.com/shimizuen/ennai.html

Общая информация про сад — 
https://oniwa.garden/shimizuen-garden-清水園/

ондатра
Москва
08.04.2024 13:36:10

www.websad.ru/disput.php?code=1179543