Посетили Летний сад после реконструкции. Страсти вокруг этой реконструкции кипят в культурных кругах нешуточные. У меня новый облик старого сада оставил двойственное впечатление, далее скажу - какое.
Немного фотографий, иллюстрирующих изменения. Вдоль абсолютно всех аллей и дорожек теперь установлены решетки и высажены шпалеры из стриженых лип.{159574}
{159575} Видимо аллеи расширяли и сдвигали, и деревья теперь растут прямо на дорожках{159651} Мне это показалось оригинальным, понравилось.
На главной аллее по центру идут такие "перголы" {159577} {159578} Правильно называть их не "перголы", но название вылетело из головы - может кто-то подскажет.
Статуи заменили копиями. Вблизи ужас-ужас, как пластмасса. Но издалека -{159579}.
И конечно, восстановили петровские фонтаны {159580},{159581}, {159642},{159646}, {159647},{159649},{159652}, {159653}
Появились Птичник {159645}и Зверинец {159643}{159644}. Это было-бы очень интересно, будь они заполнены зверями и птицами, как во времена Петра, а так вид уж больно безжизненный. Кстати, лебеди из пруда со стороны Михайловского замка тоже исчезли - непонятно почему.
Дедушку Крылова не тронули, но сидит он теперь в окружении стриженых кустов {159650}и вид у него него немного растерянный, словно говорящий "ребята, я куда попал?" на мой взгляд в новую обстановку он теперь совершенно не вписывается.
Вот кусочек партера, но он совершенно не интересный {159648}.
Вообще же сад стал более уютным, появилось много мест уединения, тупичков {159649}, все поделено на "зеленые комнаты" - боскеты.
Только Лебяжья канавка не изменилась {159576}
В общем мне и понравилось и не понравилось одновременно. Сад стал более интересным, насыщенным, это в части, близкой к Неве и Летнему Дворцу. Но в то же время часть, удаленная от Невы-откровенно скучная. Одинаковые аллеи в шпалерах, не разбавленные ничем выглядят уныло. никаких петровских прибамбасов там нет. На мой взгляд, там можно было бы оставить все в привычном нашему поколению виде, немного поухаживав за деревьями и кое-что подсадив.
Предлагаю обсудить тему реконструкции старинных садов, может кто-то знает и другие примеры.
ПМЮ, Как хорошо, что вы уже сходили и фото разместили, мне вот все не добраться.
Видела только со стороны. Как-то напрягает это огромное кол-во "пергол". Смущает ваша реакция на копии скульптур. Если бы копииб ыли качественными, то и пусть, но вы говорите, что не очень выглядят:((
И как-то сомневаюсь что деревья смогут хорошо расти посреди утрамбованных дорожек. Как бы загибаться не стали.
ПМЮ, спасибо за рассказ! Теперь точно надо будет съездить и посмотреть своими глазами))
Перголы и шпалеры зарастут зеленью и будет совсем другое впечатление. Статуи набьются пылью и тоже будут восприниматься иначе. Т. е., просто, незнаючи, не обратишь внимания на то, что там что-то не так с составом. Вот, как старые деревья будут себя чувствовать посередине дорожек, это вопрос. Ну, время покажет. Пока рано что-то однозначно говорить - должно всё обстояться и обжиться.
Но пока по вашим фото всё не так ужасно, как мне представлялось по прочтении некоторых отзывов очевидцев))
Это просто совсем другой сад)) Не тот Летний, который мы все знаем.
А деревья-то и раньше были на дорожках, как оказалось. Правда, не совсем на ходу, но тем не менее. Вот фото 2008 года - {159955}
Светлана, по-моему, на Твербуле деревья так же растут - и ничего, не пропали за столько лет. А на центральных городских улицах (и не только в Москве), растут ведь - да еще и под мощением...
Насчет решеток вдоль липовых аллей - согласна со Светланой, скоро они станут практически незаметны, как только липы перетянут взгляд на себя.
ПМЮ, огромное спасибо за рассказ. Честно говоря, если бы не Лебяжья канавка, не узнала бы... Из-за решеток стало похоже на какой-то коттеджный новодел. ИМХО. Может при Петре и было что-то похожее, но пропала перспектива, он стал каким-то тесным, "зазаборным". Не исключено, что вместе с понятием "новые русские" теперь появится и "новые летние"...
Насчет скульптур. Еще в 95 году, когда мы делали фильмы оп Питеру и окрестностям, то общались с людьми близко знакомыми с историей города. Учитывая, что с детства люблю Питер, и сама еще школьницей облазила его весь, узнала много интересного. И про скульптуры было рассказано... В том числе и то, что очень давно там стоят копии. Безусловно они уже имеют свою историческую ценность. А вот настоящими скульптурами в свое время "расплатились" с одной из европейских стран. Настаивать не буду, но информация, почему-то показалась мне правдивой. Это усугубило и то, что, мы делали съемки везде. А вот в Летнем саду, стоило поставить камеру на штатив, как к нам сразу же подошли милиционеры и сказали, что "в Летнем саду съемка запрещена". Телевизионные корочки никакого воздействия не произвели, как наши просьбы и уговоры. На вопрос - как можно решить этот вопрос - нас так же "послали". Это было единственное место, где мы не снимали. При этом даже в Исаакиевском соборе, к нам отнеслись потрясающе по-доброму, не стали брать деньги за съемку, и даже наверх пустили бесплатно.
ПМЮ, то что соорудили в летнем саду называется Берсо́ (фр. berceau) — крытая галерея из перекладин, установленных на опоры, вдоль аллеи или садовой дорожки. По её сторонам высаживают растения, ветви которых прикрепляют к каркасу из решётчатых стенок. Разрастаясь, они образуют сплошной зелёный тоннель.
Берсо похоже на перголу, но массивней, длиннее и имеет густой зелёный покров. По концам берсо нередко устраивают беседки.
К своему стыду не была в Летнем саду. Но по фото ПМЮ мне показалось, что стало аккуратнее, но теснее что ли. Из-за этих берсо ушла перспектива. И вообще как-то простора не хватает, воздуха нет. А когда липы разрастутся... Но это чистое ИМХО, смотреть живьем надо.
Светлана, совершенно согласна -"Это просто совсем другой сад". Хорошо это или плохо, я не определилась.
А деревья-то действительно на дорожках росли, память подвела, раньше и внимания на это не обращали, взгляд замылился. Видимо облик сада менялся не единожды. Murena, ощущения тесноты у меня не возникло, скорее -уюта. Когда липовые шпалеры и растения на берсо разрастутся должно быть лучше, я надеюсь их будут поддерживать в порядке, чтобы не превратилось в джунгли. Я, правда, опасаюсь, что будет черезчур темно, ведь и сейчас уже тенисто очень, а солнышка у нас так немного.
ПМЮ, спасибо за фотографии! И раньше опасалась чего-то подобного, а Ваши снимки убеждают: новоделы на родине, особенно в последнне время, отличаются огромной ценой и средним, мягко говоря, качеством. Подробности в этой, например, статье: www.newsland.ru/news/detail/id/961593/
OFF: Murena, просите, но все мои 5 поколений петербуржцев внутри меня :) "вздернулись" от Вашей информации о скульптурах, - пошла проверять, и, по крайней мере, навскидку, ничего подобного не обнаружила. Охотно верю, что 1992 года издания Энциклопедический справочник "Санкт-Петербург-Петроград - Ленинград" ничего бы об этом не писал, но уж Википедия бы, явно, "не преминула". Склоняюсь скорее к тому, что те рассказы 1995 года были одной из питерских легенд, коих в городе бродит великое множество (типа знаменитой "люстры Елисеевского магазина")
Совушка, я тоже на это надеюсь. В наше время, увы, верить никому нельзя. Но учитывая, как все наши ценности растрынькиваются, неужели об этом будут писать в газетах?:) Сама видела старинный браслет с нешлифованными изумрудами на руке одной барышни в Германии - ("подарок" по слухам из оружейной палаты). А вы в Домике Петра - давно были? Я первый раз была в 74 году, впечатлений масса! Потом вот с сыном в 95 пошли. Смотрю - а внутрь уже заходить нельзя. Спрашиваю смотрительницу - она мне отвечает - "а туда никогда нельзя было проходить!" Я говорю, странно, но я сама лично там ходила в 74-м году! Мне в ответ (смерив мой возраст) - ну, это было еще до ремонта. Я спрашиваю - а где "кровать Петра?" - (меня тогда удивил ее размер, как там такой высокий царь спал:) - "вообще-то не было доказано, что эта была настоящая кровать Петра..." - ну, наверное украшает она сейчас что-то другое... И вообще, пусто было там... А в "янтарной комнате" не было шахмат... Работница музея тогда сказала, показывая глазами на группу японских туристов, что "шахматы и прочее, что стояло в том стеклянном стенде, сейчас в Японии на выставке, денежки для музея зарабатывает" - надеюсь они вернулись.
Да, была кровать Петра, и спал он на ней сидя, так было принято в те времена. Может лучше бы и не было того ремонта, после которого и внутрь не войти и экспонаты пропали (даже если и не Петра была кровать, зато как интересно).
В экспозиции Эрмитажа нет покоев Петра 1, правда была открыта какая-то экспозиция в зимнем дворце Петра (через Лебяжью канавку), я ее плохо помню, может кровать туда перекочевала.
ПМЮ, я деталей не помню (в смысле, были ли это покои или еще что-то), давно это было, да и вообще я разных кроватей высоких особ по городам и весям столько видела ), что, может, что-то и путаю. И, главное, они все маленькие были ) Но мне помнится именно Эрмитаж и, естественно, обсуждение публики, как же Петр с его ростом в ней помещался.
А вот в домике Петра мне почему то больше всего его угловой кабинет запомнился. По-моему, на 2-м этаже. Стол там стоял - большой, тяжелый, очень красивый. Собственно, его и помню ) Стоит ли?)
Я оценить реконструкцию Летнего сада не могу. В Питере я гость редкий, бываю (бывала) в основном в коротких командировках, когда времени достопримечательности осматривать особо нет. Поэтому все бегом, по верхам. Но в последний раз как раз заходила в Летний сад. Давно уже это было. Была осень, дорожки усыпаны кленовыми листьями, солнце сквозь листву подсвечивало, пустынно, просторно. Так хорошо было! Дома, в книжке Курбатова до сих пор листья лежат ) Сад, что вы показали, действительно СОВСЕМ ДРУГОЙ САД, я в нем прежний, кроме Лебяжьей канавки, не узнаю вообще. Но, может, свыкнется? Приглядится? Пусть, как вино, отстоится. Может, дети и внуки его потом тоже с умилением вспоминать будут?
lubov, вы Домик Петра с дворцом не спутали? Домик - он одноэтажный, деревянный, но стоит в кирпичном саркофаге. Это на Васильевском острове, за Авророй.
Первый раз была в Летнем саду - в конце марта, на школьных каникулах. Конечно кроме заколоченных деревяшек... Но! Ограду рассмотрела и потрогала:) Отправилась сама в 8-м классе, до этого только в детстве глубоком была. У меня был блокнот, в который я переписала все достопримечательности Питера. Те что видела издали отмечала 1 галочкой, дотрагивалась рукой 2-мя, а куда заходила 3-мя галочками. Расписание музеев списала у Эрмитажа. И каждое утро в 7 часов отправлялась смотреть город, возвращалась полумертвая в темноте. Даже два раза в театре была - на "Болдинской осени" и "Отелло". Еще в Павловск и Пушкин съездила. возвращалась уже с температурой 40, и неделю дома валялась. Кроме температуры ничего не было - как сказала бабушка - впечатлений слишком много было, эмоциональная перегрузка. С той поры в Питер влюблена на всю жизнь:)
off Murena, ну да. Хотя не перепутала, а просто Дворец в Летнем саду домиком назвала. Мы ведь вообще-то разговор о Летнем саде вели ) Ну, в общем, для дворца он, конечно, маловат, скорее - все-таки домик. По нынешним временам, вообще маленькая дачка ) Но называется, действительно, Дворец. Я о нем.
lubov, а вот там то я и еще и не была. Мне показалось, что он всегда закрыт... Мне кажется, что "дворец" - это в первую очередь должность здания, зависящая от тех, кто его посещает, живет там. Дворец не зависит от размеров. А вот "современные дворцы" - это просто дорогие сараи, ограждающие пустоту со всех сторон, и изнутри тоже :)
А вот сама прогулка по Летнему саду - это какое-то магическое действие. У меня такое чувство, что там какое-то "окно в параллельные миры" и встретить на аллеях можно кого угодно, поэтому и мысли там посещают не всегда "свои":)
"На Васильевском острове, за Авророй" - это какой-то другой домик)) Тот, который самый первый - на Петровской набережной - http://ru.wikipedia.org/wiki/%C4%EE%E...
Murena, а уж мы то как влюблены. :)
Кстати насчет фонтанов. В конце 70-х провели раскопки в Летнем саду раскопали фонтаны. Я тогда случайно видела все эти останки фонтанов и водопровода времен Петра. обсуждалась тема их восстановления. Но по какой-то причине решили все закопать, не восстанавливая.
off я ввязалась в этот разговор, хотя сама уже давно в Питере не была и помню все урывками, а многого не помню и поперепутывала). Но все-таки хочу сказать, что мне этот Дворец в Летнем саду больше всего нравился. Это такой уютный домик - мечта! ) Он очень камерный, человечный. Все там как-то по-домашнему, просто, без помпезности, не по-императорски. Кажется очень комфортным для проживания ) Прям сейчас вижу из полумрака комнат светлые пятна окон с видами на Неву и Лебяжью канавку.
Мне везло, я бывала там несколько раз ). Собственно, я и не знала, что это мне "везет", он просто всегда был открыт, когда я там бывала. А я любила в него заходить )
Сама я еще в Летнем саду не была, жду отпуска и когда немного схлынет ажиотаж. Поэтому спасибо ПМЮ, за оперативную информацию. Что касается статуй - они ведь изначально были копиями древнеримских, хотя 200-летние копии имеют собственную ценность. Но время, климат и вандалы их не щадили, поэтому поддерживаю перенос их в музейные залы и замену копиями в саду. Те же время, климат и вандалы сделают новые скульптуры более "натуральными". Вообще-то, когда в музее мне говорят, что выставлены подлинные документы, у меня двойственное чувство: с одной стороны трепет от того, что приобщаешься к древностям, а с другой - тревога за них. Современные технологии позволяют сделать хорошие копии, а документы убрать в хранилище. (Чтобы предвосхитить возражения, уточню, что я имею ввиду преимущественно бумажные документы и фотографии, отчасти ткани, а не картины, дерево, металл, скульптуру, т. е более устойчивые материалы).