Почему у нас не получается японский сад? Принципы построения японского сада
Ну, не хотим мы участвовать в "умных" темах.
А вот японский садик сделать порой неймется. И мы начинаем строить...
Из чего же мы исходим, когда беремся за такое дело? Из впечатлений от увиденного в турпоездке, что в лучшем случае, от картинок в книгах, календарях, теперь - в спасительном интернете... Читаем мало, нет времени, строим...
Это я о любителях. Ну, любитель - на то он и любитель. Ему, вроде бы, так и положено маяться да заслуженно набивать свои самостоятельные шишки.
А вот интересно, из чего исходит наш специалист, ландшафтный дизайнер, когда в своей уверенности на успех предлагает вам на рынке услуги по созданию Японского сада (непременно с большой буквы)? Ну, конечно из своих теоретических познаний и практического опыта. Вот у кого посмотреть бы на результаты да поучиться! Увы! и здесь слишком часто ни теоретического багажа, ни самых общих представлений наших специалистов о Востоке бывает недостаточно.
И так называемый японский сад не получается...
Посмотрела я тут на днях на то, что предлагают нам специалисты под видом одних только японских беседок! И ахнула. Эдакий сплав французского с нижегородским, на который никак не ожидаешь наткнуться. Вот уж где наш любитель, который все-таки иногда вникает в то, на что ему придется тратить свои собственные силы, ручаюсь, на голову опережает этих специалистов.
Но не о беседках собственно речь, о них, надеюсь, мы сможем поговорить, в отдельной теме. Здесь же мне хочется начать разговор об ошибках принципиальных, которые вредят нам серьезно, стратегически, рушат иногда интересно задуманный проект до основания.
И сразу хочется удостовериться в том, что у меня найдутся единомышленники, которые будут согласны, кроме всего прочего, на разбор собственных ошибок и готовы без обид воспринять критику. А то я уже стала бояться высказываться.
Найдутся ли такие? Иначе ничего не получится.
Первое. Потому что все начинается с "игры" в "японский сад".
Постичь всю глубину трудно и зачастую не нужно человеку. А вот прикоснуться и завести диковинку , в виде сюжета или сувенира - легко. Это как магнит на холодильнике или фото выложенного в социальной сети со знаменитого места. Мгновенный результат без вложений. Похоже на "чтение" книг в кратком описании на нескольких страницах. Обыкновенное потребление, потребительский подход. Это как пение в караоке, многие даже не стесняются :) и это нормально уже. Система делает людей, поэтому пресловутое большинство такое, было и будет,
Второе. Задача слишком сложна. Японский сад - это картинка рая на земле, реальность воплощенной мечты, земля обетованная, то место на земле где все:растения, человек и животные - счастливы. А человек живет в местах далеких от такой высоты. И каждый день находится в окружении Деструктивных видов: любые общественные территории , сам город, окружение, даже подъезды и квартиры , дачные участки, берега водоёмов. Отсюда , имеем разрушительный контраст между вписанным даже удачным сюжетом и другой территорией.
Третье. Создание такой сложной и выверенной веками вещи как японский сад , требует от создателя больших и глубоких знаний , большой теоритеческой и практической подготовки. А это приходит с ростом практики и при передачи знаний от учителя к ученику. А где эта практика? Кому это надо кроме кучки сподвижников энтузиастов? Практика и набор практических знаний и опыта возможна с ростом объёмов такого вида сада в индустрии. Но кто это будет заказывать ? Люди у которых есть возможности и бюджеты , страшно далеки от искусства , эстетики и глубины. Система , дающая им ресурс , отфильтровывает и уничтожает эти качества в людях. Отсюда это другие люди, с другими ценностями.
Четвёртое. Мы живем в стране рискованного земледелия , с точки зрения системы государства , климата , присутствия слепой /животной борьбы за ресурс и для убедительного результата в садовом искусстве просто нет предпосылок, нет запроса от рынка, так как рынка нет и как следствие нет материала.
Но , в итоге есть сподвижники и энтузиасты , чья душа чувствует , требует и рвётся наружу с желанием повлиять на людей с помощью красоты природы.
Alexx1, хотелось бы возразить на первое и четвертое. Выступлю как клиент :)
Если я клиент, то мне позволено "играть в Японию" и позволено не читать умные книги. А вот уже исполнителю, специалисту, ЛД, желательно и читать, и смотреть, и понимать философию. Если он берется за такой стиль. Ведь потом придут гости, да, не дай бог, партнеры из Японии приедут, ну стыдно же будет.
(то, что я вижу в рекламе некоторых ЛД под видом японских садиков, тем паче частей садов, оскорбляет даже мое чувство прекрасного)
Если посмотреть на основательность, величину, материал домов, то люди не считают рискованным "земледелие". Вполне должны и к ландшафту так же отнестись - для потомков, на века.
...
А вообще - матрона, с удовольствием постояла бы рядом, послушала. Всегда интересен разбор полетов (почему так нельзя, а вот так как раз можно))
Ехидна, да , все верно , а речь о том почему не получается :)
Результат получается только при сотворчестве сторон, путём совместных устремлений к цели, при взаимном уважении. "Осознание красоты спасёт мир " Н. Рерих перефразировал Ф. М. Достоевского.
Именно осознание и движет вперёд к счастью и оберегает от тьмы.
Человек не способный увидеть, осознать и принять искусство и красоту - человек дремлющий и особо подвержен различным формам невежества. Осознание красоты это как оберег от болезней общества.
Эволюция строительства частных домов прошла почти 30летний путь у нас , а эволюция отношения к прилегающей территории по большому счету только началась, может 5 -7 лет ??
Alexx1, интересное ваше мнение, тем более, что вы связываете причины наших неудач также и с мотивами увлечения японским садом. Я как-то не думала еще об этом. А ведь действительно интересно разобраться и в этом.
У меня к вам вопросы как к человеку, который взялся за исполнение самого трудного для исполнения в чужих условиях варианта японского сада - карэсансуя.
И первый вопрос - самый провокационный, на мой взгляд. Как вы думаете, стоит ли вообще нам заниматься таким типом сада? и почему?
В зависимости от вашего ответа я бы задала и другие.
[5] Конечно стоит. Почему же нет. Если есть внутренний запрос на занятие любым видом искусства , то человеку хорошо бы им заниматься. Это личностная реализация и духовный рост, верный путь.
Другое дело что действие, является ярким примером выражения и проявления человека , его личности , черт характера , воспитания и культурного уровня. По действию можно увидеть очень многое. А созданный сад , это яркий и довольно точный пример проявления человека, проекция его внутреннего мира и ценностей.
Как мы понимаем , все дело в уровне. Думаю , что в жизни уровень определяет почти все. Уровень умения, постижения, владения навыками, профессией, ремеслом. Под уровнем понимаю самооценку человека по отношению к тому что он делает. Настоящие , великие мастера своего дела, до конца своей жизни не уверены что что-то могут и скромны в оценке своей работы. И как правило, по настоящему признаются после смерти. Т. е. При жизни лавров у них мало или вообще нет. А вот все остальные наоборот, при жизни "мишура", а после и не вспомнит никто.
"Недостойный человек не может создать хороший сад" (с) S.Masuno.
Ехидна, [3] жаль, что вы будете стоять только в сторонке. Вообще-то ваши проблемы с этим водоемом {207960}, тем более в соседстве с таким домом {207961}, вполне можно было бы решить именно в японской стилистике без риска глубоко залезть собственно в тему о японском саде. Ведь не секрет, что модЕрновое направление развития западного сада уходит своими корнями именно в японскую стилистику.
Впрочем это несколько расширило бы рамки данной темы, а в вашу мне не хочется лезть со своим самоваром.
Alexx1, [8] ну не скромничайте, я уже высказывалась на ваш счет. Просто я призываю вас к самокритике. Не все ж действительно идеально. В чем ваши проблемы, мне хочется услышать это от вас самого.
[10] начало подразумевает ошибки :)
Прежде чем делать готовился несколько лет. Что-то придётся переделывать все равно и переделываю .. и это не запрещено ))
Если хочется показательной "казни" , то готов ))
слушаю Вас..
Только это малоэффективно. Эффективней разбор моделей всесторонне правильных примеров.
Что бы я сделал по другому ? .. Да, все.
С ростом опыта , стратегически все по другому. Смотря какие задачи ставить. Карикатуру набросать быстренько по месту или сделать большой замах на общий долгосрочный стратегический план ( может длинною в жизнь) , и приступить к поэтапной реализации и исполнению, внося коррективы по ситуации, держа большую конечную общую цель перед глазами.
Alexx1, вот уж чего точно не хочу, так это показательной казни. Уж тогда наверное, надо было бы мне самой этой работой заняться. Наоборот! Просто я здраво рассуждая, полагаю, что именно автору прежде всего видны его ошибки. Те ошибки, в том числе, которые стороннему взгляду как раз незаметны.
Выявление ошибок, на которых учатся, - вот моя задача.
Ваш пример - это результат очень трудного опыта. Это отсылка к монастырскому саду. Но как сделать монастырский сад в отсутствие буддийского монастыря? Я нахожу исключительно остроумным ход с вашей стороны пойти по пути создания такого сада в стиле модерн. Ведь это тот самый путь, на который нам указал классик современного абстрактного сада - Сигэмори Мирэй, в этой стилистике работает и Сюнмё Масуно.
Совмещение западного и восточного, традиционного и нового - это ли не потрясающий способ создать японский сад в чужих условиях? Это ли не один из немногих путей выхода из сложного положения!
Ведь когда-то и Кобори Энсю пытался внести в японский сад западную мысль. Что нас здесь подстерегает? разве это не интересно, не поучительно понять?
Мне кажется, что попытка создать ЯС "за неделю" (как описывают в некоторых брошюрах), за месяц, за сезон... обречена на неудачу. Да, можно обратится к "минеральным" формам (каресансуй) и при хорошем пространственном воображении и чувстве "ритма" создать ЯС в этом стиле, при условии что будет достаточно материалов. Но любой другой "вид" ЯС, в котором не последнюю роль играют не только камни, но и деревья за пару месяцев не создать, да что там говорить за пару лет даже не получится.
"долгосрочный стратегический план ( может длинною в жизнь) , и приступить к поэтапной реализации и исполнению" - золотые слова! Спасибо!
[12] критически смотрю на выбор самого места создания фрагментов по контрасту с коттеджами. Есть вопросы к материалу(камни). Не удается найти нужного, годного , которого "вижу как годный ". Даже показалось ... шепотом ... "что почувствовал как Сигемори Мирей испытывал трудности с материалом(годными камнями) и вынужден был создавать свои творения из того что удавалось использовать"
Но лучший друг садовода - это время !
Наступит время и деревья вырастут, природа "обнимет" заключит в свои объятия все что сделано человеком, смягчит углы, прикроет деструктивные виды. А потом и просто "съест" это все и переработает .
Также и человек , с течением времени и в лучшем случае, осознаёт все чётче , приблизится к пониманию и истине. Достигнет промежуточных целей, замахнётся на новые.
о материалах.
Только что узнала, что Сигэмори распиливал камни и использовал плоские спилы для создания своих шедевров. Вот здесь, например, не поверила своим глазам - это спилы, и только спилы: http://upload.wikimedia.org/wikipedia...
[15] думаю , при наличии технической возможности это даже необходимо иногда делать. Это расширяет возможности использования материалов. Камень бывает требует обработки, то край подпилить надо, то укоротить ))
матрона, [9] как же не стоять в сторонке, если я 1. теории не знаю, 2. философии - тоже ноль, 3. даже "насмотренности" и той мало.
А в мою тему вполне можно лезть!
Только мне немножко стыдно будет, причины уже там указала и главные: хватательный рефлекс не изжит, процесс вносит корективы (уже была тема, так там по факту... по другому получилось и не до конца).