Здравствуйте, новый посетитель!
Сейчас 05.08.2020 14:21:45
СПРОС

 
Умеете ли вы прививать древесные растения?
Да, и весьма успешно
Опыт был, но неудачный
Планирую научиться
Я против прививки в принципе
А разве древесные прививают?

Мои настройки
Регистрация
Карта WEBСАД в Московской области (392)
Карта WEBСАД в Ленинградской области (93)
Поздравляем с днем рождения
Правила регистрации и участия
FAQ - ЧАВО (часто задаваемые вопросы)
Поиск по сайту

АРХИВ ФОРУМА WEBСАД

Восточный сад. Вода и камень в саду
 

Знаменитые и неизвестные сады Японии

Уже давно мне хотелось открыть такую тему. Хочется увидеть каждый сад в отдельности, понять особенности каждого. Уже многие из нас побывали в Японии, многое видели собственными глазами. Надеюсь, здесь мы сможем собрать эти впечатления воедино.
Есть и другая задача - помочь сориетироваться тем, кто только собирается в путь. Что нас ждет? Что выбрать, не упустить? Куда направить свои стопы в первую очередь?
И очень надеюсь на новые открытия, о которых еще не успели написать в книжках и рассказать путешественники.

матрона
Москва
20.03.2013
04:27:26
Поиск по теме >>


Показывать по постов

1

Начну с одного неизвестного сада знаменитого дизайнера.
В истории развития японского садового искусства Сигэмори Мирэй известен как создатель сада нового типа. Но как человек, хорошо знавший национальную традицию и применявший ее в своем творчестве, он все еще остается в тени.
Мне хочется рассказать об одной необычной работе этого выдающегося ландшафтного дизайнера Японии ХХ века, которая приоткрывает занавес над этой стороной его творчества.
Неизвестный знаменитый сад, как назвал его один человек, знающий толк в садах гения. Заблудившимся странником назвал его другой. Эта работа выделяется среди других работ Сигэмори еще и тем, что по всей вероятности она единственная в своем роде. Среди его работ специалисты не могут назвать еще одну, которая представляла бы собой общественный парк.
Этот парк называется Ираку-коэн и находится в небольшом городке Хираката, недалеко от Осаки (на полпути к Киото). Там он возник в самом центре жилого квартала в 1961 году. Сигэмори было тогда уже 65 лет. Тогда муниципалитет, решая судьбу непригодного к застройке низменного заболоченного участка, видимо недооценил значимости будущих результатов. Сразу после завершения работ парк пришлось закрыть для посещений, что привело к еще более плачевным последствиям – к его запущению. И лишь в начале 21 века парк был открыт заново. Его буквально обнаружили специалисты, и только тогда об этом забытом шедевре появились первые сообщения в прессе. В настоящее время парк приведен в порядок и открыт для посещений, правда, лишь дважды в год – во время цветения сакуры (праздник ханами) и красочного осеннего сезона (сезон момидзи).
Сигэмори построил его в традиционном прогулочном стиле (кайюсики), предполагающим наличие посредине непременного большого пруда, обрамленного сетью дорожек.
Ярко выраженная пейзажность сада подчеркнута наличием извилистого ручья, впадающего в пруд, и это вновь заставляет вспомнить о наиболее древних традициях устройства японских садов.
http://static.panoramio.com/photos/original/43201385.jpg
http://upload.wikimedia.org/wikipedia...
http://upload.wikimedia.org/wikipedia...
http://hiroseyouko.up.seesaa.net/image/DSC_0160.JPG
http://art55.photozou.jp/pub/178/1641...
http://livedoor.blogimg.jp/hiratsu/imgs/a/8/a8c09e61.jpg
http://muso.to/teienn-irakuenn2422.jpg

А вот видео. Красота пейзажей, удобные дорожки, тишина, утки и кои, ностальгия, … http://www.youtube.com/watch?v=k2bJVZBC2dM
Правда, это только первое впечатление. Очень быстро начинаешь понимать, что все не совсем так, как показалось в первый момент, ибо чувствуешь, что тот самый Сигэмори, создатель сада нового времени, творец и новатор, это время опередивший, звучит и здесь в полный голос...

матрона
Москва
20.03.2013
04:28:38

2

матрона, как любопытно! Казалось бы, работы Сигэмори так легко вычленить из общего ряда.
Никогда бы не подумала, что это его рук дело http://upload.wikimedia.org/wikipedia...
Разве только кёкусуй мог навести на некоторые мысли об авторстве
http://upload.wikimedia.org/wikipedia...

Элисса
Москва
20.03.2013
20:38:11

3

Элисса, не только! Не только!

Но когда я увидала этот парк, то сначала действительно испытала шок.
Если такой стиль и характерен для многих больших японских садов начиная с Хэйана и кончая нашим временем, то он вовсе несвойствен почерку самого Сигэмори. Для тех, кто хоть немного знаком с творчеством мастера, требующими сосредоточенной работы ума и мобилизации чувств, эта работа в первые минуты заставляет буквально застыть на месте. Да, безусловно это красиво, нет слов! Нравится ли? конечно! Но неужели это Сигэмори?
Сигэмори как будто задался целью изменять себе.

Во всем видна та задача, которую автор ставит перед собой, а именно подчеркнуть назначение сада как того места, где будет много народа, собравшегося для бездумного времяпрепровождения. И словно подтверждая это свое стремление, Сигэмори соответственно называет свою работу - Ираку-коэн 以楽公園 – парком всемерного наслаждения или парком полного удовольствия.

Но когда начинаешь разбираться, то видишь, что все-таки это не совсем обыкновенный парк и, самое главное, что Сигэмори и здесь остается верен себе.
Конечно обращает на себя этот кёкусуй. Так не мог сделать его мастер Хэйана. Разве можно было устроить на этом ручье то самое поэтическое соревнование?
А вот Сигэмори как раз и должен был сделать так, как мы видим это. Ритм поворотов ручья подчеркнут столь характерными для него торчащими каменными зубьями.
http://upload.wikimedia.org/wikipedia...

Чем дальше, тем больше!
Оказалось, сад наполнен грандиозным каменными композициями, представляющими собой характерную черту творчества мастера.
http://art46.photozou.jp/bin/photo/11...
http://hiroseyouko.up.seesaa.net/image/DSC_0159.JPG
http://upload.wikimedia.org/wikipedia...
http://upload.wikimedia.org/wikipedia...
http://muso.to/teienn-irakuenn2637.jpg
http://muso.to/teienn-irakuenn2615.jpg
http://muso.to/teienn-irakuenn2612.jpg

Нельзя не видеть целостности образа, ярко выраженного единства всего дизайнерского замысла, несвойственного паркам с их развлекательными задачами. И понимаешь, что для парка этот образ слишком философичен, даже претенциозен, если хотите. Сад не просто необыкновенно хорош, он уникален. Это изделие не прет-а-портэ. Оно от кутюр: ))

Но самым неожиданным оказалось открытие, на которое меня натолкнул один профессиональный сайт. Видя эти композиции и вникая в них, действительно начинаешь понимать, насколько творчество Сигэмори глубоко укоренено в японской традиции, что его новаторство имеет древние национальные корни...

матрона
Москва
20.03.2013
22:04:20

4

матрона, еще читая [1] подумала, что, если определять авторство сада, то по этой фотографии:
http://upload.wikimedia.org/wikipedia...
Очень характерное расположение камней. А уж когда до ручья дошла, то сразу вот этот сад вспомнился: {170497} ))
На этой фотографии мне Ираку-коэн чем-то Рицурин коэн напомнил:
http://art55.photozou.jp/pub/178/1641...
А с чем связано такое ограничение в посещениях? И что там происходит в остальное время?

Nigma
Москва
21.03.2013
00:44:41

5

Nigma, большое спасибо за помощь с ручьем. Но я думаю, что еще понадобятся его водопады. Если вспомните о каких-нибудь, то пришлите ссылочку. Никак не могу найти.
Не пускают туда, думаю, потому что берегут этот парк. Во всяком случае, мне была бы понятна такая причина.

матрона
Москва
21.03.2013
01:16:46

6

Nigma, именно в том, что Ираку Вам напомнил Рицурин, и состоит вся фишка! Ну, нет (и не должно бы быть!) у Сигэмори таких садов! От кого угодно можно было ожидать цитирования 17 века, но не от Сигэмори.
Я была в шоке.

матрона
Москва
21.03.2013
06:59:38

7

матрона, [6] о, как я с Вами не соглашусь. Сигэмори ещё как цитировал 17-й век. Пожалуй, это даже его любимое время было, как мне кажется. Другое дело, что это было очень творческое цитирование, есть в этом что-то авангардное и потому не так легко узнаваемое. К вопросу о водопадах {170499} - одна из самых ранних его работ. Ничего не напоминает? Похоже у каждого автора была своя любимая модель :)))

Элисса
Москва
21.03.2013
12:34:05

8

Элисса, нет-нет, здесь я и спорить не стану:)) я говорила лишь о том первом впечатлении, которое производит Ираку - будто это цитирование 17 века один в один.
А вот когда начинаешь разбираться, то видишь, насколько творческий этот процесс у Сигюмори .
Ведь то же самое происходит у него, скажем, с использованием возможностей сада в стиле цубо.
И еще я стала предполагать, что возможно в Ираку он "цитирует" не столько 17 век, сколько конец 16 века, сады периода Момояма. Ведь именно тогда впервые стали использовать сочетание прогулочного сада с карэсансуй.
И опять же следует вести разговор не о цитировании, а о "цитировании":))

матрона
Москва
21.03.2013
13:15:16

9

Элисса, за водопад огромное спасибо. И совершенно согласна с тем, что у каждого автора был свой водопад. Пока пытаюсь разобраться с тем, как это сделано в Ираку.

матрона
Москва
21.03.2013
13:22:44

10

Не знаю почему, но мне эта работа больше напоминает Моцу-дзи и Тэнрю-дзи, своей первозданностью и некоторой угловатостью. Рицурин-коэн уже более сглаженный, мягкий. Нашла, наконец, нормальные фотографии водопадов Сигэмори
http://muso.to/teienn-seikanoniwa.htm
И, может быть, вот эти ссылки будут полезны
http://www5e.biglobe.ne.jp/~truffe/mirei.htm
http://awakin.cocolog-nifty.com/blog/...

Элисса
Москва
21.03.2013
19:27:53

11

Элисса [10], наверное, все дело в почерке Сигэмори.
То, что Тэнрю-дзи 天龍寺 (14 век, работа Мусо Сосэки) ассоциируется с работами Сигэмори - это точно. Причем, согласна, именно из-за этих угловатых сухам:
http://upload.wikimedia.org/wikipedia...
Не этот ли храм, посвященый дракону, вызвал у Сигэмори желание обыгрывать драконью тему?
В первую очередь вспоминается его драконий ручей-молния в Касуге (Нара). Ведь сначала в этот ручей накачивалась вода. В это время ему, кстати, всего 40 лет:
http://muso.to/teienn-kasugataisya7386.jpg

матрона
Москва
22.03.2013
21:42:11

12

матрона, оказалось, что дракон в случае с Касугой совершенно ни при чём. А всё дело вот в этих вещах (на всякий дублирую ссылки, чтобы что-нибудь точно открылось)
симэнава 7-5-3 и гохэй
http://file.sechin.blog.shinobi.jp/18206c80.jpeg
http://image02.wiki.livedoor.jp/n/8/n...
и "Хризантемы у ручья" (Огата Корин)
http://img.yaplog.jp/img/00/pc/a/l/e/alei/0/92.jpg
http://images.ewins.com/digital_asset...
Есть что-то общее - не находите?
http://muso.to/teienn-kasugataisya.htm

Элисса
Москва
23.03.2013
00:40:35

13

Элисса, именно в случае с храмом Касуга тайся тема дракона, как предполагает указанный Вами сайт, имеет отношение к работе Сигэмори: http://muso.to/teienn-kasugataisya.htm
Там речь идет о храмовом празднике Касуга Вакамия Он-мацури, во время которого в том числе осуществляется некое действо, посвященное этому громоподобному дракону, одному из божественных символов храма.
Элисса, не вызывает сомнений, что Огата Корин изобразил извивы кёкусуй, как сделал это и Сигэмори в своей работе. Но Сигэмори в извивах этого ручья увидел еще и те извивы, в которых его (дракона) традиционно изображают. Мало того, одновременно он придал ручью и угловатый образ молнии, с которой связана вера в эту ипостась дракона (Рюдзин), управляющего дождем.

На всякий случай цитирую : "Возможно в этом зигзагообразной форме использована тема молнии, с которой ассоциируется вера в дракона-царя (Рюдзин 竜神), присутствующего в празднике Касуга Вакамия."
春日若宮の竜神信仰に因み稲妻にテーマをとりZ型にしたのだろうか。

матрона
Москва
23.03.2013
08:03:13

14

Теперь, что касается Ваших догадок относительно соблазнительных на вид ритуальных синтоистских зигзагообразных бумажках гохэй и символике сити-го-сан (7-5-3), которая бывает объединена с этими бумажками в соответствующем празднике, посвященном детям этого возраста (семи, пяти и трех лет). Тогда их вывешивают вместе на ритуальной соломенной веревке симэнава.
Элисса, увы, здесь я должна разочаровать Вас с самого начала. Ни тот, ни другой символ к этой работе Сигэмори не имеет никакого отношения. Зато хочу поблагодарить Вас за повод более подробно познакомиться с содержанием этого замечательного сайта, который уже давно вызывает мой интерес и на который мы с Вами постоянно натыкаемся. Его значительная часть посвящена подробнейшему разбору работ Сигэмори.

Итак, в той ссылке, на которую Вы указали, речь идет о двух садах Сигэмори, которые он сделал в храме Касуга Тайся в 30-е годы. Кроме работы, посвященной громоподобному дракону в виде кёкусуй, там еще есть другой сад, где он предлагает свой вариант композиций из камней, расставляемых "в традициях" старых мастеров группами по принципу 7-5-3. Мы уже говорили об этом способе расстановки каней в японских садах (в теме о камнях, пост 15) и даже упоминали именно эту работу Сигэмори.

Другое дело, что здесь Сигэмори в соответствии с приданной саду собственной символикой добавляет к канону еще и другие группы камней. В результате у него получается несколько групп камней, расположенных на 10-метровой квадратной площадке, что-то вроде 7-5-3-3-7.
Вновь привожу ту же замечательную ссылку:
http://muso.to/teienn-kasugataisya.htm

матрона
Москва
23.03.2013
09:45:35

15

матрона, [14] да, я помню про драконов, в какой-то из тем сама о них говорила. Но встретилось мнение одного уважаемого автора, который анализирует Касуга, основываясь на дневниковых записях Сигэмори и это заставляет взглянуть на сад несколько иначе: "Mirei Shigemori found two ideas that he used to create shape and meaning for his garden design. One is the concept of 7-5-3 and the other is the gohei symbol." В целом о двух садах в Касуга.
И о северном - с ручьём яримидзу (по замыслу Сигэмори, вода там должна была быть обязательно, а по берегам вместо хризантем - платикодоны. Водная молния с платикодонами??? ).
"According to Mirei Shigemori the north garden, built in 1937, is designed in shinden style. And as one reason for doing so, he cites that Kasuga Jinja was the family shrine of the Fujiwara clan, who was the most powerful family during the Heian period when the shinden style was created. And the yarimizu simply was a popular element in the garden at that time. So he used the yarimizu in the new design for Kasuga Jinja to make that reference."
Это цитаты из книги http://www.amazon.com/Mirei-Shigemori...
Автор во время написания своей работы использовал дневники Сигэмори и плотно общался с его семьёй. Он рассказывает о поисках идеи для этих садов, которые были первыми храмовыми садами для Сигэмори. До этого в его активе было лишь несколько садов частных лиц, включая сад в его родовом доме. Это была непростая задача, так как исторически сад вокруг синтоистского святилища - сама природа. В результате размышлений Сигэмори пришёл к выводу, что два самых известных символа синто - симэнава 7-5-3 и зигзаг гохэй - они и легли в основу этой работы. О драконах - ни слова. Вы считаете Tschumi нельзя верить? Он, конечно, не японец :), но мне это показалось очень логичным и грамотным. Гораздо логичнее версии с драконом.
В книге очень много информации о работе с камнями в этом саду, если интересно, можно процитировать.

Элисса
Москва
23.03.2013
11:15:34

16

Вдогонку к [15] Сам Сигэмори о расстановке камней в саду: "As it is a shrine garden, the key numbers for the design are 3-5-7. My idea is to set twenty-five stones here in a way that they can always be seen in groups of 7-5-3 from each of the three view points. So that requires rather complex stone compositions."

Элисса
Москва
23.03.2013
11:24:40

17

Можно я слегка встряну, ну, про драконов...? Хочу обратить внимание коллег-форумчан на книгу М. В. Де Фиссера "Дракон в Китае и Японии" (1913г., но книга замечательная, написана в лучшем стиле "обобщения эмпирических обобщений" в эпоху этнографических открытий). Возможно, я получил ссылку на эту книгу здесь же, на форуме. Тогда тому, кто был первым - низкий поклон! А если нет, то легко могу переслать или расположить эту книгу где-то удобно для всех в виде pdf-файла.

Если кратко, то суть символики дракона такова (это, разумеется, моя интерпретация Фиссера; но поскольку иногда работаю драконом, то могу себе позволить :))). Итак, дракон - образ посредника между верхним и нижним миром и человеком (в том числе между Инь и Ян - на известной черно-белой картинке именно неровная извилистая линия - водораздел Инь и Ян - означает непременное присутствие дракона-посредника между ними). К нему, стало быть, можно обращаться, ублажать и влиять на него, иногда поучать и даже бить (он вроде как домашнее животное). Он обладает амбивалентным статусом (как козел в западной традиции: мы его любим и ненавидим одновременно).
Символика, равно как и "зона ответственности" дракона, многообразна: это и система графических образов и звуковых (речи, музыки, пения, природных звуков и др.), это танцы и паттерны внешнего поведения (стили одежды, общения, движения и др.), системы чисел (и не только 7-5-3!), системы цветов и др. Можно даже было бы сказать так: то, что в некоторых религиях на себя берут "сыны божьи", то на Востоке (а все началось с Индии) берет на себя дракон.
Дракон и Сад. Все-таки я не согласился бы с матрона в недооценке символики дракона в саду. Эта символика не из разряда необязательной, она как раз базовая, центральная для Сада. Он есть и в отдельных символах и в целостных структурах, в подборе цветов (палитр: голубой дракон, желтый, красный и др.), в стилистическом выпячивании корней растений, в бонсае, в топиарности (стилях, формах, фактурах и др.), в крупных, средних и мелких дизайнерских решениях и т. д. Например, форма тропинок - зигзагообразная, ни в коем случае не ровная - а чем же она объясняется, кроме как символикой драконоподобности? Поэтому, когда мы с вами видим даже простой намек на "драконность", то не должны думать, что это ни при чем. В архитектурных стилях построек (в том числе сарайчиков, "автобусных остановок" и др.), в дизайне инструментов и посуды, в формах и украшениях канав, каналов, колодцев и прочем - везде мы видим скрытую (это непременно должно быть так, ведь символ мой, он не должен быть доступен и открыт всем подряд!) символику дракона. Поэтому в работах мастера Сигэмори даже цифровой ряд размещения камней, а тем более их формы, а также - и я бы тоже взял на себя смелость об этом говорить- сверхзадача его дизайнерских решений - непременно указывают на идею дракона. Идею простую, в сущности: Дракон - это ведь наша домашняя "кошечка", прикормленная, примоленная, проверенная в предшествующей жизни, помогающая нам в преодолении нашей повседневной неуверенности в отношении внешнего мира и самих себя.

Va_
Дубна
23.03.2013
12:30:32

18

Элисса [15], скорее всего ломать копья нам бессмысленно, ибо наши позиции несамостоятельны, за ними стоят разные точки зрения серьезных исследователей со своей более и менее убедительной аргументацией.
В любом случае изначально было ясно, что в сюжете с ручьем сквозит идея яримидзу. Мне нравится, что его происхождение Tschumi связывает с именем Фудзивара и синдэн дзукури, поскольку с этим именем связан и сам Касуга Тайся.
Только почему это обязательно должно противоречить идее с драконом? Насколько свидетельствует энциклопедичский словарь Сисэндо, идеология храма Касуга Тайся (уж если Сигэмори делал сад именно для этого храма, то это важно) в ХХ веке уже в равной степени восходила не только к имени семейства Фудзивара, но и к исконным основам синтоизма, в частности, к такому божеству, как Рюдзин. (http://www.weblio.jp/content/%E6%98%A... )
Может статься, Ваш Tschumi не смог докопаться до дракона, а наш muso - до синдэн дзукури:))

Что касается идеи 7-5-3, то не может не поражать то общее количество камней в саду Сигэмори при Касуга Тайся (25, надо же!), среди которых он взялся упрятывать невидимые(ведь дело должно было доходить до целых групп). В Рёандзи же - это всего 15 штук! Но сама идея расстановки в группах по 7-5-3 вполне традиционная, ничего нового, гохэй это или симэнава.

Но вот опять же любопытно: спорил-то он с мастером Рёандзи, драконового сада:)) Вот ведь что любопытно!

матрона
Москва
23.03.2013
14:47:15

19

Va_, [17] ну, тогда специально для Вас: эти выпяченные корни огромного камфарного дерева из Касуга тайся:)) http://muso.to/teienn-kasugataisya8844.jpg
А книжку про драконов хочется конечно. Можно ссылочку?

матрона
Москва
23.03.2013
15:16:59

20

матрона, копья ломать не буду :))) Тем более, что когда впервые столкнулась с Рюдзин, поняла как много общего в "драконовых" религиозных и мифологических трактовках у восточных народов. Подозреваю, что и гохэй, как образ очищения, благославления и освящения, ведёт своё начало от молнии :))) Да и драконов Сигэмори очень любил, есть у него и чистые "драконьи" работы. Va прав - чего не коснись -везде драконы :)
А с мастером Рёандзи Сигэмори, действительно, спорил. Причём подозреваю был уверен, что превзошёл его :))) Правда, в те времена Рёандзи не был так популярен и раскручен как сейчас.
Из дневника Сигэмори "In this garden there are always two stones [out of fifteen] that can not be seen from a certain view point. That is similar to what happens in the garden at Ryôan-ji. As people walk along the garden there, they notice that there is always one hidden stone. Only if we arrange the stones perfectly, do we get this magical result."

Элисса
Москва
23.03.2013
16:49:33


Показывать по постов
Поиск по теме >>
 
В начало
 
2013
Ирэн: Ручей в саду 29
матрона: Секреты дизайна японского сада 290
Julishna: В пруду темнеет вода 5
матрона: Идеи для вашего японского сада 641
bludova: Лотосы и нимфеи 15
филифьонка: Расстановка камней в неяпонском саду 33
Ольга, Москва: Наши пруды и прудики. Сезон 2013 238
websad: Японский сад в России 61
websad: Растения для восточного сада 653
websad: Уголок сада в восточном стиле 37
Nigma: Камень в японском саду и японский сад камней 110
В начало
Энциклопедия декоративных садовых растений Каменистый садик
Рейтинг@Mail.ru
Администрирование сайта - E
Дизайн и программирование - ZX
© WEBСАД® 2006-2020 Все права защищены
При использовании материалов
ссылка обязательна