Здравствуйте, новый посетитель!
Сейчас 21.01.2017 09:23:55
Семена почтой

СПРОС

 
Какой газон в вашем саду?
Сеял смесь семян
Посевной из клевера
Рулонный
Кошу лужайку
Газона нет, но планирую
У меня нет и не будет газона

Мои настройки
Регистрация
Карта WEBСАД в Московской области (387)
Карта WEBСАД в Ленинградской области (93)
Поздравляем с днем рождения
Правила регистрации и участия
FAQ - ЧАВО (часто задаваемые вопросы)
Поиск по сайту

АРХИВ ФОРУМА WEBСАД

Восточный сад. Вода и камень в саду
 

Япония: люди, язык, образ жизни

В одной из тем появились интересные посты, достойные отдельного обсуждения. Переносим их сюда.

websad
07.01.2012
08:40:44
Поиск по теме >>


Показывать по постов

1

матрона, задаю вопрос прямо в лоб (надеюсь, Вы успели опустить забрало?): что Вы думаете об исследованиях Таданобу Цунода. Проявляю столь бестактную настойчивость, поскольку эти исследования мне представляются ключевыми для понимания японского миросозерцания, а значит и для понимания японской культуры вообще.

Убедительная просьба к ohra, как лингвисту, также высказать своё мнение по этому поводу. Подозревая, что Вы не знакомы с этими исследовниями, помещаю некоторые соображения на эту тему.
Что такое, вообще, «японский» применительно к садам? Вот точка зрения по этому вопросу, не претендующая, разумеется, на «истину в последней инстанции».
Как известно, в VIII – VII тыс. – VI в. до н. э. Японские острова Рюкю, Кюсю, Сикоку и западная часть Хонсю были заселены людьми, принадлежавшими к неолитической культуре Дзёмон. Их языком был австронезийский, родственный языкам Индонезии, Филиппин, Малайзии, Океании и характеризующийся ведущей ролью гласных при рас-познавании слов, что отличает их, в частности, от европейских языков. В старинных ев-ропейских текстах гласные даже часто пропускались, как не несущие определяющей смысл нагрузки.
В середине I – го тыс. до н. э., в начале периода Яёй, началась миграция в Японию рисоводов из районов к югу от Янцзы, принесших, кстати, наряду с рисом миф об Ама-терасу. Их язык был неоднороден и, наряду с австронезийским, включал в себя и дру-гие компоненты. Примерно в то же время с севера материка в Японию вторглись пле-мена, говорившие на алтайских языках (тюркских, монгольских, тунгусских, маньчжур-ских).
Эти два языковых пласта, австронезийский и алтайский, и легли в основу формиро-вания японского языка. Причём лексика и грамматика, хотя и в изменённом виде, была усвоена из алтайских языков, а фонетическая система осталась австронезийской. В IV в. н. э. на территории современной преф. Нара возникло первое на Японских островах государственное образование Ямато. Строго говоря, именно с этого времени можно го-ворить о чём-то «японском». Но так ли это по существу? Подойдём к вопросу с другой стороны.
В 1965 году профессор Таданобу Цунода из Медицинского научно-исследовательского института Медицинского и стоматологического университета в То-кио провёл серию экспериментов по исследованию полушарий головного мозга, резуль-татом которых явилось интереснейшее открытие.
Как оказалось, мировосприятие человека теснейшим образом связано с распределе-нием функций по полушариям головного мозга, которое, в свою очередь, во многом за-висит от характера языка, прививавшегося человеку с рождения. Как известно, левое полушарие мозга у среднего современного человека работает активнее, чем правое, У европейцев и большинства других народов левое полушарие заведует логическим мышлением, речью, счётом. Причём это полушарие оперирует с теми элементами зву-ковой речи, которые служат для различения слов, делая эту речь значащей. В европей-ских языках это согласные и слоги. Чистые гласные тут не имеют большого значения и поэтому воспринимаются менее активным правым полушарием, воспринимающим так-же сигналы из внешней среды, носящие эмоциональный и образный характер: звуки, издаваемые людьми и животными, музыку, стрекот насекомых и т. п. У японцев дела обстоят несколько иначе. В японском языке очень много гласных. Для различения слов они играют не менее важную роль, чем согласные. Поэтому и гласные, и согласные воспринимаются левым, более активным полушарием. Мало того. Оказалось, что строй гласных звуков японского языка чрезвычайно схож со строем звуков природы, таких, как стрекот кузнечика, шелест листьев под ветром, звук струящейся воды, шум прибоя и т. д. Да и сами природные звуки воспринимаются у японцев тем же активным левым полу-шарием, а не пассивным правым, как у большинства европейцев. Это значит, что на звуковом уровне, а через него на эмоциональном и образном уровне восприятия япо-нец гораздо острее ощущает своё единство с природой.
В ходе экспериментов были обследованы как европейцы с различными родными языками - английским, французским, испанским, итальянским, немецким, шведским, так и носители восточных языков - китайского, корейского, представители Вьетнама, Кам-пучии, Таиланда, Индонезии, Израиля, африканских стран. Результаты показали, что лишь носители полинезийских языков имеют ту же доминантность полушарий, что и японцы. Полинезия входит в состав Океании, и её языки относятся к австронезийским.
Таким образом, особое отношение японцев к природе уходит корнями в глубокую древность, когда их австонезийские предки ещё только заселяли Японские острова. Более того, это отношение обусловлено самим характером функциональной асиммет-рии их мозга, т. е. носит базисный, а не надстроечный характер. Это означает, что какие бы внешние культурные влияния не испытывали японцы, они будут отвергать их или перерабатывать в соответствии со структурой своего специфического сознания, либо оставлять в исходном состоянии, но воспринимать с интересом и удивлением, как не-кий экзот. Понятно, что всё это имеет самое непосредственное отношение к садам.

takedo
Санкт-Петербург
07.01.2012
17:05:07

2

takedo, функциональная асимметрия полушарий мозга одна из моих любимых тем. Спасибо за предоставленную Вами информацию о формировании японского языка, буду ее еще осмысливать.
Насколько я понимаю, до конца в работе мозга так и не разобрались, особенно мне нравятся мысли академика Бехтеревой Н. П, которая всю жизнь пыталась "очистить" науку от так называемых наукообразных исследований, типа телепатии, парапсихологии и прочего. Но сейчас она уже не так категорична. Например, даже высказалась о том, что где и как хранится информация в мозге - до конца не ясно (как бы везде и нигде конкретно).
По поводу полушарий. Есть также исследования, что женский мозг и мужской отличаются, когда дело касается языка. У мужчин действительно работает левое полушарие (или правое у истинных левшей). Но по последним исследованиям, у женщины работают оба полушария, и левое и правое, отвечающее за образность. Может, раньше, в роли подопытных больше мужчин было, а показателями женщин пренебрегали как погрешностью в исследованиях? Это явление хорошо прослеживается в жизни. Девочки раньше начинают говорить (в массе), а также девочкам/женщинам лучше даются языки. С другой стороны, левое полушарие, отвечающие за логику, является неким (грубым) аналогом компьютера. Но мы знаем, что компьютеры не могут переводить связные тексты. Любой текстовый переводчик - это всегда и смех, и грех при генерировании перевода. Что же отличает компьютер от мозга человека? Я бы сказала, что это функции правого полушария, то есть, образность, творчество. Но ведь и мужчины могут переводить)). Запутано все. Но исследования идут, идут... и ждут нас великие открытия.
Что касается языков, где присутствуют иероглифы, то есть также точка зрения, что эта языковая система развивает больше правое полушарие. Иероглиф - это образ, конечно, образность мышления развивается. Мозг японцев, я уверена, действительно воспринимает мир не так, как мозг среднестатистического западного человека, где в основе языка - звуко-буквенные соответствия, алфавит. Действительно, различные тесты, например, IQ тесты показывают, что азиаты достигают больших успехов в заданиях, где надо задействовать именно правое полушарие. Опять же, речь идет о среднестатистических показателях.

Что касается количества гласных в языке, есть прямая зависимость развития хорошего слуха у тех народов, в чьем языке есть много гласных. Кто помнит, сколько гласных в русском языке? (6) От количества гласных в языке зависит и восприятие языка как благозвучного и не очень. С этой точки зрения песни на английском языке (гласных более 20, до 27 по мнению различных фонетических школ) будет звучать красивее, нежели на русском.
Что касается звучания японского языка, где много гласных. Я думаю, что это также должно влиять на мироощущение японцев. Или природа на них так влияет? Проходя через некую "мясорубку" развитого правого полушария мир кажется иным, иным становится и язык? А взять строение мозга музыкантов? Существуют четкие различия в строении их мозга. И восприятие мира - тоже другое.
В чем я точно уверена, так это в том, что мировосприятие различных наций прослеживается в языке. Существует и взаимовлияние. Язык оказывает существенное влияние на формирование мировоззрения ребенка и на развитие мозга ребенка и его функционирование. Но это уже совсем другая область, далекая от садоводства. (Или нет, если воспринимать сад и язык как развитые системы, а значит, в них должны быть общие принципы?)

ohra
Москва
07.01.2012
18:01:47

3

[2]Уточнение, по отношению к Бехтеревой Н. П. слово "сейчас", не точно, увы, она умерла в 2008..

ohra
Москва
07.01.2012
19:06:46

4

[2] ohra, спасибо большое развёрнутый и весьма ценный ответ. Однако, чтобы не уходить от темы, немного изменю направление беседы. Как мне кажется в языках австронезийской группы заложена лишь потенция того мировосприятия, о котором мы говорим, имея в виду японцев. Это условие необходимое, но не достаточное. Это зерно доллжно ещё упасть на плодородную почву, которой оказалась почва Японского архипелага, поскольку для его развития необходимы определённые геополитические условия. Нельзя ли в связи с этим сделать вывод о том, что японцы являются исключительной нацией, просто обречённой на подобное мировосприятие до тех пор, пока говорят по японски?

takedo
Санкт-Петербург
07.01.2012
19:17:07

5

takedo, соглашусь с Вами, впрочем, русские тоже будут исключительной нацией, пока говорят по-русски, исходя из тех же позиций. Правда, мы не на островах живем, как японцы, да и 300-летнего периода, когда страна была отрезана от остального мира (я не ошибаюсь с историей?) в России не было. То есть территориально и исторически Россия имела больше шансов "перемешиваться" с другими культурами. Конечно, не только язык, а все вкупе влияет на мировосприятие японцев. В них есть немного от инопланетян для меня. Другие, сильно отличающиеся - вот мое субъективное восприятие японцев. Но при этом, это "другое" - очень притягательно. Потому, что красиво.

ohra
Москва
07.01.2012
19:37:10

6

[5] ohra, да, после написания поста ( к сожалению, даётся очень мало времени для редактирования)я понял, что неточно выразил свою мысль, и ожидал именно такого ответа. Разумеется, каждый народ своеобразен, но и только. Японцы - исключительны. В них есть что-то, что исключает их из общего уровня своеобразности. И это что-то, на мой взгляд - отношение к природе. Вы очень к месту упомянули об инопланетянах. Именно так воспринимают их не только Вы, но другие люди, побывавшие в Японии, с которыми я имел удовольствие разговаривать.

takedo
Санкт-Петербург
07.01.2012
20:05:36

7

Еще немного про мировосприятие японцев. Вот возьмем мозг младенца, который, как известно, функционирует не так, как у взрослого. Интенсивность "процессов", если так можно выразиться, поражает. Мозг развивается под влиянием различных факторов среды. Если много давать слушать музыку - то произойдут определенные физиологические изменения. Язык, в частности, звуки родного языка, которые ребенок слышит с рождения, влияют на формирование мозга, на его физиологию и функции. Характерный японский язык со всеми его уникальными особенностями дает мощный толчок для формирования особого "японский мозга". Впрочем, надо сказать, звуки не являются основным способом познания мира (у большинства людей). Зрительный ряд почти всегда забьет слуховой. Иными словами, мозгу больше нравится получать информацию через глаза, а не через уши. Так что я не стала бы связывать уникальность японской культуры только с языком.

ohra
Москва
07.01.2012
20:12:30

8

[7] ohra, да, мы больше не будем, обещаем! Только шёпотом, в скобочках (про "не только" я и говорил, когда упоминал о геополитических условиях).

takedo
Санкт-Петербург
07.01.2012
20:28:35

9

takedo, а нельзя ли пояснить, чем японский язык столь уникально отличается от других языков с иероглифической письменностью, что это дает основание исследователю Таданобу Цунода делать вывод об уникальности именно японской нации?

матрона
Москва
07.01.2012
20:57:21

10

матрона, я бы добавила к вопросу, об уникальности ли только идет речь? Или о превосходстве над другими языками тоже?

ohra
Москва
07.01.2012
21:01:02

11

takedo, Вы пишите: "В японском языке.... строй гласных звуков японского языка чрезвычайно схож со строем звуков природы, таких, как стрекот кузнечика, шелест листьев под ветром, звук струящейся воды, шум прибоя и т. д." Я себе представляю уроки фонетики японского языка)). Шутка. Почти.

ohra
Москва
07.01.2012
21:06:18

12

[9] матрона, главное, что японский язык отличается от китайского и корейского фонетикой, поскольку китайский и корейский не принадлежат к австронезийской группе. "Вывод" об уникальности японской нации делает не Цунода, хотя подозреваю, что он подразумевает это как естественный вывод из своих исследований, а Ваш покорный слуга. Только это вовсе не вывод, а предположение, поэтому я и предложил обсудить эту тему, надеясь услышать мнение других.

takedo
Санкт-Петербург
07.01.2012
21:11:34

13

[11] ohra, да, таким уроком можно было бы заслушаться! Беда только в том, что эта схожесть обнаруживается при ускоренном прокручивании японской речи.

takedo
Санкт-Петербург
07.01.2012
21:14:39

14

О фонетике японского языка: существует особое японское тоническое ударение, определённые слоги произносятся тоном выше остальных. Это ударение очень важно, неправильное ударение может исказить смысл фразы. Тона характерны не только для японского. Считается, что наличие тонов сильнейшим образом развивает слух, умение услышать различные оттенки/переливы звуков, естественно, и природные звуки тоже.

ohra
Москва
07.01.2012
21:18:13

15

[14] ohra, поэтому я и подчёркиваю то обстоятельство, что этот австронезийский язык оказался в том месте, в котором он оказался, что и привело к возникновению обсуждаемой японской специфики. Вьетнавмский язык, мне кажется, тонирован ещё круче, однако все почему-то говорят о японцах, а не о вьетнамцах, и народы этой языковой группы живут и в других местах, однако о них, почему-то тоже помалкивают.

takedo
Санкт-Петербург
07.01.2012
21:28:21

16

Я предположу, что надо искать истоки этой японской специфики где-то еще. К примеру, Японию можно сравнить с Австралией)) Только в Австралии кенгуру, к примеру, появились. Или с другим каким-то обособленным местом. В русское культурное море втекало и втекает столько рек, речушек и ручейков! В японскую же замкнутую систему сложно чему-то было внедриться. Ну и варились они в своем соку, долго-долго. И что-то такое уникальное и сварилось. Прошу прощения за столь примитивное понимание истории Японии.

ohra
Москва
07.01.2012
21:52:51

17

[16] ohra, в том то и дело, что "что-то уникальное сварилось". Кстати, насчёт Австралии. Случилось так, что моя жена в одно лето побывала в Австралии, а потом сразу в Японии. Уж на что Австралия не такая! И вода в другую сторону закручивается, и солнце против часовой стрелки идёт, и всё равно - наше. Вернувшись же из Японии, сразу заявила: "Ну, я словно на другой планете побывала!"

takedo
Санкт-Петербург
07.01.2012
22:05:18

18

[1] [2] Нет, не в асимметрии головного мозга кроется своеобразие японской культуры. Все наоборот: не культура для мозга, а мозг для культуры. Популярность гипотезы ассиметричности мозга и массы следствий из этого – лишь гипотеза, которая сегодня все труднее и проблемнее доказывается. Этнические нейропсихологические сравнения вообще выглядят очень сомнительно, поскольку корковое представительство мозговых функций сугубо индивидуально, да еще и варьирует в ходе, например, чтения одного стихотворения (хокку, к примеру; я к тому, что при чтении и правое полушарие, и левое, а также висок и затылок, да еще и темя в придачу: все будут на нейроморфологической картинке ходить ходуном). Объем грантов по этой тематике не должен смущать: это все лишь модная тема, под которую выделяют гранты. Гораздо более точной и продуктивной является теория динамической локализации высших психических функций нашего отечественного нейропсихолога, основателя этой науки, А. Р. Лурия. Во всяком случае, реабилитация памяти, речи и мышления после афазий и прочих органических нарушений описывается ею гораздо точнее и существеннее.
Не буду заходить в дебри, просто последуйте за примером. Представим, что наша психика и деятельность – это музыка, а мозг – пианино. Пианино не может само играть и, разумеется, не знает, что играть. Мозг может быть «Лирикой» или «Ямахой», но он будет играть «Мурку» или Рахманинова, т. е. то, что ему зададут его обладатели. Одним словом, мозг при понимании японской культуры ни при чем, примерно так же, как и кожа, раскосость глаз (одно время и такая гипотеза была: культура японцев своеобразна и лаконична, поскольку они плохо видят пространство вокруг себя!).
Это, разумеется, не отменяет самого важного вопроса takedo, , почему эта культура своеобразна? При ответе просто подчеркну, на мой взгляд, основные причины: особенности родового и островного этногенеза (ценности рода, сложная географическая реальность, приверженность территории, ценностям, традициям, консерватизм), особенности языка и письменности (изолят, по сути, местами с анклавным характером развития сообществ и культуры), высокий ассимилятивный потенциал культуры и др. Есть один потрясший в свое время этнографию факт из исследования Р. Бенедикт (цитирую): почему японцы могут быть столь жестоки по отношению к пленным, но относиться с уважением и быть готовыми к сотрудничеству с победителями после полного поражения Японии в войне. До второй мировой войны и в ее ходе многие американцы боялись того, что японцы останутся угрюмыми и враждебными, нацией затаившихся мстителей, которые будут саботировать любые мирные программы, однако их страх оказался безосновательным. После поражения японцы, казалось, абсолютно изменились, превратились в нацию, состоящую из новых людей, которые вполне приняли свое поражение и придерживаются самого благожелательного расположения к новой демократической политике. Кодекс самурая требует высочайшего внимания к противнику, ну а если тот победил, то принятия всего лучшего, что у противника есть.
Бенедикт объяснила это явление «альтернативной» этикой – принятой в культуре системой принятия кардинально противоположных решений. Так что именно культура творит бусидо, японский сад, икебану, а мозг конкретного японца в меру его понимания всего лишь обслуживает эти интересные и временами неповторимые формы бытия. И делает это не лучше и не хуже, чем делал бы наш, российский, попавший в те условия и в ту страну, ну, хотя бы до возраста младшего пубертата.

Va_
Дубна
07.01.2012
22:57:02

19

Va_, мне гораздо ближе эти аргументы социо-культурного, чем биологического, свойства. Как-то уж больно те что-то напоминают.

матрона
Москва
08.01.2012
04:24:08

20

Va_, Вы пишите:"Представим, что наша психика и деятельность – это музыка, а мозг – пианино. Пианино не может само играть и, разумеется, не знает, что играть". Интересна информация о том, контролируем ли мы мозг или мозг контролирует нас: http://www.gnozis.info/?q=node/4615
См. фильм 1, с 22 минуты (почти под конец). Здорово, не правда ли?
Впрочем, все 4 фильма замечательны.

ohra
Москва
08.01.2012
04:59:56


Показывать по постов
Поиск по теме >>
 
В начало
 
2012
Элисса: Китайские сады 133
Элисса: Японские сады вне Японии 133
Женек: Альпинарий на юге 8
матрона: Развитие японского сада 109
Nigma: Деревья и кустарники для японского сада 116
матрона: Символика восточного сада 69
Птичка_888: Прудик из ванны 6
SLA: Когда копать пруд: осенью или весной? 23
websad: Сады Южной Кореи 252
Павел97: Пруд и рыбоводство 5
Angela: Маленький участок за домом 60
Зайка: Пруд-новодел из пластиковой формы 34
Nigma: Частный сад Takakazu Nozawa 68
рыбачка: Создание Цубо 143
зима: Вопросы по созданию ручья и водоема 221
catherin: Лягушки в пруду 32
ветка Ростов: Оформление декоративного водоёма 40
websad: Что такое для нас восточный сад? 82
матрона: Опыт расширения пространства в японском саду 88
pafnutii_57: Лотос Комарова 3
Cherolga: Очистка пруда 186
Валерий: Граница по воде 83
матрона: Японский сад малого размера 131
websad: Восточные сады: прошлое и настоящее 186
websad: Красивоцветущие растения в японском саду 290
Lilith: Японский сад в России 286
В начало
Энциклопедия декоративных садовых растений Каменистый садик
Рейтинг@Mail.ru
Администрирование сайта - E
Дизайн и программирование - ZX
© WEBСАД® 2006 Все права защищены
При использовании материалов
ссылка обязательна